Основная тенденция развития бюджетного федерализма проявляется во все большей концентрации налогового дохода на федеральном уровне с одновременным сбросом все большего объема социально важных и иных расходных полномочий на уровень регионов, что по сути значит не что иное, как сброс дефицита бюджета на региональный уровень. Соответственно, в течение последних лет происходит активное формирование «налоговых ножниц», характеризующих процесс перекачки налогового потенциала государства в федеральный бюджет.
Несогласованность территориально опосредованного дохода и расходов общественного сектора не просто приводит к множеству проблем социального и политического характера, но и к понижению эффекта бюджетно-налоговой децентрализации в целом. Какой бы изощренной не являлись в отдельности налоговая и бюджетная децентрализация, их несбалансированность можно в некоторой степени нивелировать лишь действиями «центра». Чем сильнее выражается данный дисбаланс, тем больше формальная децентрализация уступает место фактической централизации бюджетно-налоговых отношений.
Баланс потоков финансов между «центром» и регионами определяет, в первую очередь, объем собираемых на территории субъектов налогов и пропорции их разделения между региональным и федеральным бюджетами. По сей день есть механизмы построения финансовых отношений федерального центра и регионов (и в еще большей мере – региональных и местных властей) на неформальных договоренностях, вне стабильных и четких процедур и правил, при неочевидном признании обеими сторонами неисполнимости (нерациональности) текущего федерального законодательства. Вся проблема прежде всего состоит в необеспеченности субъектов собственными доходами.
Собираемость налоговых поступлений указывает на полноту использования налогового потенциала субъекта. Она может характеризоваться выполнением плана по сбору налоговых поступлений, отношением накопленных недоимок к собранным на территории налогам, долей прироста налоговых недоимок в начисленных налогах. Последний показатель наиболее объективным образом выражает собираемость налогов (исполнение плана определяет помимо прочего его качество, изучение накопленной недоимки усложняет оценку текущей ситуации).
Низкий уровень собираемости налоговых поступлений указывает, с одной стороны, на существующие в регионе проблемы, с другой – на возможность увеличить бюджетные доходы в будущем.
Показатели налогового потенциала, собираемости сборов и налогов, а также метод расчета налоговой базы, на основании которых определяют задания по поступлению дохода в бюджетную систему, в настоящее время — не признанные экономико-статистические показатели. Неопределенное положение данных показателей понижает эффективность налогово-бюджетного процесса, хоть и падение средней собираемости даже на несколько процентов приведет к значительному недобору налогов. Именно в связи с этим показатели налогового потенциала, а также собираемости налогов, методики их оценки должны быть рассмотрены как полноправные инструменты бюджетно-налогового планирования и статистического учета.
На государственном уровне также исследуются вопросы налогового планирования в субъектах. На перспективу изменения налогового дохода оказывает влияние и структура налоговых поступлений в субъекте: чем более она является диверсифицированной и по видам налогов, и по экономическим отраслям, тем больше стабильность налоговых платежей.
Структура, принципы и проблемы формирования российского государственного бюджета
- Фаина Сафонова
- Международные отношения
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Фаина Сафонова
Работаю преподавателем и аспирантом, мне 28. Закончила РАНХиГС, факультет международных отношений и политических исследований. Кроме основной работы подрабатываю школьным репетитором и автором в компании «Диплом777». Люблю свою работу за то, что могу делиться знаниями со школьниками и студентами всей страны.