Приём заказов:
Круглосуточно
Москва
ул. Никольская, д. 10.
Ежедневно 8:00–20:00
Звонок бесплатный

«Стресс и стрессоустойчивость»

Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url:
Логотип сайта компании Диплом777
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание

Так, исследователи пришли к выводу, что за время обучения студенты обретают особенные черты, которые определяют их объединение в особую социальную группу. Для студенческой группы свойственны специфические социально-психологические характеристики, социальные роли и функции, условия жизнидеятельности, социальное поведение, ценностные смыслы, определенную субкультуру.

1.2.1.Учебная деятельность студентов как источник стресса

Под учебной деятельностью понимается целенаправленное практическое педагогическое воздействие на человека при помощи специальных учебных программ, опыта старшего поколения в форме суммы знаний и умений и навыков. Несомненно, получение профессионального образования является одной из самых интеллектуально важных и в то же время эмоционально напряженных видов деятельности[17]. Для студента, получающего образование, обучение является долгим и сложным процессом, требующий больших физических и эмоциональных усилий.
Ввиду того, что учебная деятельность подразумевает сложные умственные и эмоциональные нагрузки – стресс неизбежен, особенно в период экзаменационной сессии. Переживание перед предстоящим экзаменом или зачетом, ситуация ожидания данного явления вызывает беспокойство и тревожное состояние у студента. Об этом писали Сарасон С.Б. и Мандлер Г. в1952 г.[24].
Исследователь Такман выделил две составляющие экзаменационной тревожности: стремление выполнить поставленное задание и связанное с тревогой стремление, которое мешает выполнению задания. Именно состояние тревожности и волнения часто подводят студента в момент важного экзамена. Зачастую из-за волнения ухудшаются результаты деятельности студента[22].
Таким образом, не оспорим тот факт, что учебная деятельность является стрессовой ввиду различных причин: ситуации экзамена, сложные задания, трудности адаптации, новая социальная ситуация, нарушение режима сна и бодрствования, нарушение привычного образа жизни и пр.
Подытожив, отметим, что данные массовых исследований стрессоустойчивости студентов свидетельствуют о том что, в состоянии стресса находится практически каждый студент[14].
Логично согласиться с тем, что проблема формирования стрессоустойчивости студентов является одной из актуальных на сегодняшний момент, все это связано с ускоренным, быстрым ритмом жизни современного социума.
Проиллюстрируем на примере исследования Тепляковой И.В., насколько сформирована стрессоустойчивость у ее испытуемых. Исследование проводилось в педагогическом вузе в г. Иркутске на студентах первого курса. В исследовании приняло участие 78 студентов, результаты которого были следующие: у 47 % респондентов обнаружен низкий уровень стрессоустойчивости, а именно у 40 % — показатели ниже среднего, у 7 % — низкий уровень стрессоустойчивости. У 37 % опрошенных выявлен средний уровень стрессоустойчивости и лишь у 13 % — уровень стрессоустойчивости выше среднего, а у 3 % обнаружен высокий уровень стрессоустойчивости[5]. Данное исследование является практическим подтверждением того, что, действительно, большинству студентов сложно противостоять стрессу.
Опишем данные, которые были получены с помощью методики «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях» (С. Норман, Д.Ф. Эндлер, Д.А. Джеймс, М.И. Паркер; адаптированный вариант Т.А. Крюковой: у 99 % респондентов выявилась стратегия решения задачи или другими словами студенты-первокурсники понимают о необходимости выполнения поставленных задач и стремятся найти пути ее решения. В 54 % случаев выявлена повышенная эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию, эта группа студентов очень эмоциональна, студентам свойственны перепады и нестабильность настроения. Стратегия избегания была обнаружена у 82 % студентов. Итак, около половины респондентов (47%) показали низкий уровень устойчивости к стрессу.
Теоретический анализ научных публикаций по данной проблеме показал, что риск возникновения эмоциональных расстройств в студенческом возрасте приходится на младшие курсы. Так, эксперименты, проведенные в разных московских вузах на студентах третьего курса, показали, что более 30 % респондентов отмечаются симптомы депрессии, а присутствие суицидальных мыслей обнаружено у 16 %. Больше половины студентов испытывают симптомы тревоги средней и высокой степени тяжести[17]. В том же исследовании было обнаружено, что около половины студентов обладают повышенным уровнем социальной тревожности, которая относится к виду личностной тревожности.
В завершении отметим, что не для всех учебная деятельность является стрессом, что учеба бывает как успешной, так и не очень, в любом случае каждый студент подвергается стрессу, в меньшей или большей степени. Именно, по этому важно работать над стрессоустойчивостью студентов, разрабатывая специальные профилактические программы.

Picture of Виктор Андреев
Виктор Андреев
Я являюсь кандидатом психологических наук. Работаю преподавателем 21 год. Окончил НГМУ (факультет социальной работы, клинической психологии и менеджмента). Создал 4 монографии и 2 диссертации. Поскольку загруженность на основной работе небольшая, я подрабатываю на сайте «Диплом777» написанием контрольных, рефератов, сочинений. Во время сессии пишу курсовые проекты.