В связи с тем, что человек обычно стремится изменить то, что является недостижимым или нежелательным, стресс скорее можно обозначить как динамический процесс, а не статическое состояние. Психическое состояние меняется на протяжении времени в соответствии с различными условиями среды. Взаимосвязь человека и среды не моет оставаться постоянной на протяжении определенного времени или по мере выполнения одной задачи к другой.
Этот принцип раскрывается в полной мере, если в процессе исследований применять изучение внутрииндивидуальных связей в дополнение к нормативным связям или межиндивидуальным. Так поступают, чтобы провести наблюдения за степенью стабильности либо изменчивости реакций на протяжении времени в соответствии с адаптационными условиями [23].
Основой психодинамической модели стресса являются положения теории З. Фрейда, которая, прежде всего, касается понятия «тревоги». Данная теория описывает два типа зарождения и причин появления беспокойства и тревоги. Сигнализирующая тревога появляется в виде реакции предвидения реально существующей внешней опасности. Травматическая тревога развивается под влиянием внутреннего, бессознательного источника. Самым ярким примером появления тревоги данного типа является сдерживание сексуальных побуждений и агрессивных инстинктов.
Чтобы описать результирующие симптомы такого состояния, З. Фрейд ввел такой термин, как «психопатология повседневной жизни». Если человек попадает в ситуацию, которая может привести к неврозу, т.е. при втором типе тревоги, «Я» активизирует механизмы психологической защиты [8].
В психоаналитической теории значимым понятием является понятие регрессии, или возврата на более низкую стадию психосексуального развития. При этом проявляется ребячливое поведение, характерное для более раннего периода развития. Например, при попадании в ситуацию сильного стресса, взрослый человек может регрессировать. Это сопровождается слезами, сосанием пальца, желанием забыться и выпить алкогольный напиток. Регрессия – одно из ответвлений того, что Фрейд называл фиксацией (остановка развития или его фиксация на определенной психосексуальной стадии). Последователи Фрейда признают регрессию и фиксацию взаимодополняющими явлениями. Причем вероятность возникновения регрессии в основном зависит от силы фиксации (Fenichel).
В психодинамической теории стресса активно разрабатывались психологические защиты, к которым прибегает человек под воздействием стрессгенных факторов. Термин «психологическая защита» был впервые введён Фрейдом в 1894 году в работе «Защитные нейропсихозы» и использован в ряде его последующих работ для описания борьбы Я против болезненных или невыносимых мыслей и аффектов [26].
По Фрейду, психологическую защиту следует рассматривать с позиции стратегии, которую личность применяет для защиты от разнообразных угроз внешнего мира, а также от явного выражения инстинктивных импульсов Ид и ответного давления Супер-Эго. При этом происходит блокировка или искажение импульсов, а значит, Эго находится в состоянии постоянной обороны. Таким образом, термином «психологическая защита» обозначаются все приемы, которые Эго использует в тех конфликтах, которые, в конечном счете, могут привести к неврозу [12].
З. Фрейд утверждал, что действие всех защитных систем не осознается личностью и поэтому они искажают восприятие реальности. Кроме того, он говорил, что человек применяет не какой-либо одни защитный механизм, а их сочетание. Выбор защитной системы определяется возрастом, социальным статусом, уровнем интеллекта личности. Например, такой механизм, как отрицание, часто используют маленькие дети и люди, у которых снижен интеллект.
Позднее понятие психологической защиты было более детально разработано другими психоаналитиками, в первую очередь Анной Фрейд.
А. Фрейд перечисляет десять механизмов защиты, классификация и хронология развития которых базируется на разработках 3. Фрейда. К ним относятся: вытеснение, регрессия, формирование реакции, изоляция, уничтожение сделанного, проекция, интроекция, поворот против себя, обращение — данные защитные механизмы, по взглядам 3. Фрейда, используются при неврозах навязчивости (пятый механизм), при болезненных изменениях на почве ревности, гомосексуальности, при параное (шестой и седьмой механизмы). Сублимация рассматривается как «защита, которая имеет отношение скорее к здоровью, чем неврозу» [14].
А. Фрейд также выделяет предварительные стадии защиты, связанные с определенным периодом развития личности ребенка — фантазия, отрицание реальности, интеллектуализирование, идентификация с агрессором, ограничения Я, аскетизм. Предварительная защита направлена на обеспечение безопасности Я и предохранения от переживания неудовольствия изнутри и из внешнего мира. Источниками угрозы для стабильности являются инстинктивная тревога и борьба конфликтующих импульсов.
А. Фрейд показала, что процесс развития Я заключается в приобретении все более совершенных способов защиты от внешних и внутренних конфликтов. Таким образом, механизмы психологической защиты развиваются в ходе жизни ребенка [14].
А. Фрейд выделяет защиту от инстинкта и защиту от аффекта. В первом случае процесс психологической защиты строится за счет недопущения в сознание представлений, связанных с инстинктом и представляющих опасность для Я. Во втором — в сознание не допускаются опасные для Я желания, т.е. аффекты (любовь, ревность, боль и т.п.). А. Фрейд на основании трудов В. Райха выделила также такой неспецифический вид психологической защиты, как перманентные защитные явления, то есть некоторые особенности индивида (скованность, стереотипная улыбка, ироническое или высокомерное поведение, циничное отношение к людям и др.). Все это «остатки очень сильных защитных процессов в прошлом. Они оторвались от своих исходных ситуаций (конфликтов с инстинктами или аффектами) и превратились в постоянные черты характера» . Таким образом, помимо собственно психологической защиты, можно наблюдать некоторые защитные проявления, характеризуемые оторванностью от реально существующего противоречия между Я и Оно [18].
Таким образом, психодинамическая модель стресса основана на положениях теории Зигмунда Фрейда о зарождении и проявлении тревоги и беспокойства.
Стресс и совладение как психологический феномен
- Виктор Андреев
- Психология
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Виктор Андреев
Я являюсь кандидатом психологических наук. Работаю преподавателем 21 год. Окончил НГМУ (факультет социальной работы, клинической психологии и менеджмента). Создал 4 монографии и 2 диссертации. Поскольку загруженность на основной работе небольшая, я подрабатываю на сайте «Диплом777» написанием контрольных, рефератов, сочинений. Во время сессии пишу курсовые проекты.