Приём заказов:
Круглосуточно
Москва
ул. Никольская, д. 10.
Ежедневно 8:00–20:00
Звонок бесплатный

“Стресс и психологическое здоровье педагога”

Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url:
Логотип сайта компании Диплом777
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание

Б.Х. Варданян определяет стрессоустойчивость как особое взаимодействие всех компонентов психической деятельности, в том числе эмоциональных. Он пишет, что стрессоустойчивость «…можно более конкретно определить как свойство личности, снабжающее гармоническое отношение между всеми компонентами психической деятельности в ситуации наполненной эмоциями и, тем самым, способствующее успешному выполнению деятельности педагога» [3, с.66 ].
В. А. Бодров считает, что стрессоустойчивость – это «интегративное свойство человека, которое характеризуется необходимой степенью адаптации индивида к воздействию экстремальных факторов среды и профессиональной деятельности; детерминируется уровнем активации ресурсов организма и психики индивида и проявляется в показателях его функционального состояния и работоспособности» [4].
Изучение стрессоустойчивости педагогов является одной из наиболее актуальных научно-практических задач, так как профессия педагога дошкольного образования относится к разряду стрессогенных, требующих от него больших резервов, самообладания и саморегуляции [9].
В настоящее время существует большое количество работ, посвященных исследованию стресса и стрессоустойчивости. Так, в научной литературе стрессоустойчивость трактуется как совокупность личностных качеств, определяющих устойчивость к различным видам стресса. Это свойство позволяет человеку переносить значительные интеллектуальные, волевые и эмоциональные нагрузки без особых вредных последствий для своего здоровья.
В психологическом словаре стрессоустойчивость характеризуется как: некоторая совокупность личностных качеств, позволяющих работнику переносить значительные интеллектуальные, волевые и эмоциональные нагрузки, обусловленные особенностями профессиональной деятельности, без особых вредных последствий для деятельности, окружающих и своего здоровья.
М. И. Дьяченко, В. А. Пономаренко, П. Б. Зильберман сравнивают стрессоустойчивость с эмоциональной устойчивостью [7].
Л.М. Митина определяет стрессоустойчивость как свойство психики, и с его помощью педагог успешно выполняет необходимую деятельность в сложных эмоциональных условиях [10].
Стрессоустойчивость педагога – важнейший фактор обеспечения эффективности и надежности профессиональной деятельности. Стрессовые состояния помимо угрозы физическому и психическому здоровью существенным образом снижают успешность и качество выполнения работы, увеличивают уровень психофизиологической цены деятельности, а также могут иметь целый ряд неприемлемых социально-экономических и социально – психологических последствий: снижение удовлетворенности профессиональной деятельностью, деформация личностных и характерологических качеств личности педагога [5].
Стрессоустойчивость – индивидуальная способность организма сохранять нормальную работоспособность во время действия стрессора. Роль стрессоустойчивости в профессиональной деятельности педагога напрямую связана со структурами его внутреннего мира (убеждениями, устремлениями, ценностями).
Педагог, например, обладающий, высокой стрессоустойчивостью, воспринимает проблемные ситуации, возникающие в профессиональной деятельности, не как стрессовые, угрожающие, а как требующие разрешения, что стабилизирует его профессиональною направленность. Педагогическая компетентность является гармоничным сочетанием стрессоустойчивости, необходимая для успешного осуществления педагогической деятельности [5].
Стрессоустойчивость не является врожденным свойством личности и зависит от уровня сформированности навыков эмоциональной саморегуляции.
Многие исследователи подчеркивают важность стрессоустойчивости в процессе учебной деятельности, акцентируя внимание на том, что профессиональная деятельность учителей является одним из наиболее интенсивных видов социальной активности и является частью группа занятий с большим количеством стрессоров, что предъявляет высокие требования к такой интегрированной функции как стрессоустойчивость.
Поэтому ясно, что путь к формированию стрессоустойчивой личности (учителя) – это путь к целостной личности, неотделимой изнутри конфликтами мотивов, сомнений и неуверенности в себе. На этом пути важно изучать индивидуально – типологические характеристики, особенности межличностных отношений внутри команды, чтобы овладеть навыками саморефлексии и расслабления, которые не только предотвратят возникновение болезней, улучшит здоровье, но также улучшит их взаимодействие с внешним миром.
Выводы по главе 1
Проблема психологического здоровья педагогов занимает особое место в современном, научном знании. Теориям психологического здоровья посвящено значительное количество исследований в психологии, психотерапии, педагогики, медицины, физиологии, философии, социологии. Критериями психологического здоровья является хорошо развитая рефлексия, стрессоустойчивость.
Стресс – это не только нервное напряжение в ответ на воздействие стрессоров, это – приспособительная реакция организма. В психологии стрессом считают ответ организма на любое внешнее воздействие. Организм мобилизует все силы для того, чтобы приспособиться к произошедшим изменениям.
В настоящее время существует большое количество работ, посвященных исследованию стресса и стрессоустойчивости. Так, в научной литературе стрессоустойчивость трактуется как совокупность личностных качеств, определяющих устойчивость к различным видам стресса.
Стрессоустойчивость педагога – важнейший фактор обеспечения эффективности и надежности профессиональной деятельности. На педагога как субъекта педагогического процесса оказывает влияние большое количество различных факторов стреесса, которые требуют от педагога определенных поведенческих реакций, обусловленных проявлением повышенной выдержки, самоконтроля и управления эмоциональными переживаниями, что позволяет сделать вывод о преобладающем значении стрессоустойчивости педагога как важнейшего условия благоприятного осуществления педагогической деятельности.

Виктор Андреев
Виктор Андреев
Я являюсь кандидатом психологических наук. Работаю преподавателем 21 год. Окончил НГМУ (факультет социальной работы, клинической психологии и менеджмента). Создал 4 монографии и 2 диссертации. Поскольку загруженность на основной работе небольшая, я подрабатываю на сайте «Диплом777» написанием контрольных, рефератов, сочинений. Во время сессии пишу курсовые проекты.
Поделиться курсовой работой:
Поделиться в telegram
Поделиться в whatsapp
Поделиться в skype
Поделиться в vk
Поделиться в odnoklassniki
Поделиться в facebook
Поделиться в twitter
Похожие статьи
Раздаточный материал для дипломной работы образец

Когда студент выходит на защиту перед экзаменационной комиссией, ему требуется подготовить все необходимые материалы, которые могут повысить шансы на получение высокого балла. Один из таких

Читать полностью ➜
Задание на дипломную работу образец заполнения

Дипломная — это своеобразная заключительная работа, которая демонстрирует все приобретенные студентом знания во время обучения в определенном вузе. В зависимости от специализации к исследовательским работам

Читать полностью ➜