В современных условиях быстрых и существенных изменений во внешней среде, правильно выбранная и сформулированная стратегия помогает не только достигать намеченных результатов, но и быть устойчивыми в конкурентной среде. Процесс разработки стратегии представляет собой формирование долгосрочных планов, которые позволят предприятию достигнуть желаемого состояния в будущем [26].
На рис. 2.1 представлены основные этапы, в соответствии с которыми происходит разработка и последующая реализация выбранной стратегии.
Рис. 2.1 – Основные этапы разработки и реализации стратегии [7]
В соответствии с рисунком 2.1 процесс разработки и реализации стратегии имеет свою определенную последовательность и предполагает развитие всех направлений деятельности в соответствии с ней. В первую очередь должна соответствовать система управления, а также осуществляться постоянная поддержка выбранного курса и развитие корпоративной культуры организации. При этом важная роль отводится менеджерам, которые должны осуществлять постоянный контроль реализации стратегии и при необходимости координировать деятельность всех подразделений [5].
Следует отметить, что несмотря на различия в исходных факторах и условиях для компаний, в общем виде процесс стратегического управления может быть сведен к следующим мероприятиям:
во-первых, проведение тщательного анализа внутренней и внешней среды организации, что является отправной точкой формирования стратегии;
во-вторых, необходимо определить мисси и составить стратегические цели, которыми организация будет руководствоваться, реализуя свою хозяйственную деятельность;
в-третьих, необходимо разработать различные варианты (способы) достижения поставленных целей и выбрать определенную стратегию, которой будет подчинена деятельность всей организации;
в-четвертых, необходимо начать внедрение и реализацию выбранной стратегии;
в-пятых, необходим постоянный контроль и учет промежуточных результатов для того, чтобы при необходимости осуществить корректирующие действия.
Процесс реализации стратегии необходимо контролировать на всех иерархических уровнях, что позволит не отклониться от намеченного курса и вовремя реагировать на какие-либо изменения во внешней среде.