А.Я. Кибанов, И.Е. Воржейкин, Д.К. Захаров, В.Г. Коновалова считают, что в основе конфликта лежит взаимодействие. В результате этого взаимодействия происходит столкновение, противостояние и в конечном итоге примирение, разрешение противоречий. А.С. Кармин под конфликтным взаимодействием понимает борьбу, в которой действия одной стороны встречают противодействия другой. Ю.Г. Запрудский отмечает, что данное противостояние может быть не только осознанным, но может носить и скрытый характер.
Как считает Н.А. Камнева, межличностные отношения определяются статусноролевыми различиями, психологической дистанцией, валентностью взаимоотношений и свободным или вынужденным способом взаимодействия. Именно эти характеристики межличностных отношений определяют удовлетворенность или неудовлетворенность этими отношениями. Они же обеспечивают формирование и развитие взаимоотношений. В своих исследованиях Ю.Е. Алешина, И.С. Булыгина, А.И. Захаров, Н.Н. Обозов, Е.О. Смирнова обнаружили, что неудовлетворенность межличностными взаимоотношениями приводит к конфликтным ситуациям. Конфликтная ситуация является внешней по отношению к субъекту конфликта. Человек оказывается в условиях и обстоятельствах, которые создают конфликтную обстановку. Конфликтная ситуация побуждает участников конфликта к активности, она является частью жизненного процесса человека. Состоит из события, системы координат, реакции действующих лиц, их решений и действий, рамок и фона (среды), на котором разворачивается событийный ряд конфликтной ситуации и конфликтного взаимодействия [11].
В исследовании И.В. Арендачука показано, что конфликтные ситуации могут проявляться в различных формах отказа от дальнейшего взаимодействия, выступают фактором, нарушающим процесс социализации личности [2].
По мнению Н.В. Гришиной понятие «взаимодействие» предполагает наличие хотя бы двух взаимодействующих сторон. Действия этих сторон могут быть: однонаправлены, взаимообусловлены, скоординированы, согласованы, рассогласованы, таким образом, стороны регулируют процесс конфликта. Конфликтное взаимодействие определяется мотивами, целями участников конфликта, стратегиями и тактиками взаимодействия, факторами ситуации, психологическими ориентациями участников конфликта, регуляторами поведения (культурные, этические нормы поведения) [16].
А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов считают, что конфликты возникают только при социальном взаимодействии. Конфликтное взаимодействие является социальным процессом. Результатом конфликтного взаимодействия становятся определенные эталоны, которые закрепляются в виде: а) норм, б) правил, в) ценностей, г) санкций.
Теоретический анализ научной литературы позволил выделить ряд факторов провоцирующих конфликтное взаимодействие [9]:
1. Расхождение ожиданий от межличностного взаимодействия и реальными отношениями.
2. Слабая информированность людей в рамках проблемы конфликтов.
3. Низкая степень удовлетворенность межличностными отношениями.
4. Низкая культура обращения к специалисту в области конфликтологии, с целью обучения конструктивным способам разрешения конфликтов.
Итак, в данной работе под конфликтом будем понимать социальное противостояние людей по причине возникших противоречий, в прошлом или настоящем, которые осознаются хотя бы одной из сторон как значимое. Проблема конфликта рассматривается в трех основных подходах: социологический, психологический и социально-психологический. Разработка проблемы теории конфликта актуальна, как с теоретической, так и практической точек зрения. В одних теориях конфликт рассматривается как своеобразная болезнь общества, в других как необходимое условие эволюции общества. Типология конфликтов достаточно разнообразна и сложна. Это можно объяснить несколькими причинами: конфликт является социальным явлением, и границы этого понятия становятся весьма размытыми, конфликт по своей структуре сложное и многостороннее явление, что в свою очередь требует комплексный и структурный подход к его определению. Существует множество точек зрения на природу конфликта, где конфликтное взаимодействие является одним из этапов конфликта, поэтому в следующем пункте рассмотрим динамику конфликта более подробно.
Стратегия разрешения конфликтов у подростков
- Виктор Андреев
- Психология
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Виктор Андреев
Я являюсь кандидатом психологических наук. Работаю преподавателем 21 год. Окончил НГМУ (факультет социальной работы, клинической психологии и менеджмента). Создал 4 монографии и 2 диссертации. Поскольку загруженность на основной работе небольшая, я подрабатываю на сайте «Диплом777» написанием контрольных, рефератов, сочинений. Во время сессии пишу курсовые проекты.