Возможности рынка в целом определяют стратегию компании. В зависимости от условий рынка возможности могут быть как очень привлекательными, т.е. когда абсолютно необходимо их использовать, до интересующих фирму в последнюю очередь (в самом конце списка приоритетов компании), или же многообещающими и бесперспективными.
К потенциальным внешним возможностям, выявленным в процессе анализа внешней среды, можно отнести способность обслуживать дополнительные группы клиентов или выходить на новые рынки, расширять ассортимент выпускаемой продукции, использовать навыки и технологические ноу-хау в выпуске новой продукции, осуществлять вертикальную интеграцию (вперед или назад), а также возможность быстрого развития в связи с резким ростом спроса, снижение барьеров вхождения на привлекательных рынках, слабые позиции фирм-конкурентов и т.д.
Зачастую на благосостояние фирмы отрицательно влияют весьма определенные факторы внешней среды. Угрозу могут представлять: появление более дешевых технологий, внедрение конкурентом нового или усовершенствованного продукта, выход на рынок новых конкурентов с низкими издержками, неблагоприятная политика государственного регулирования при спадах и колебаниях уровня деловой активности, возможность поглощения более крупной фирмой, неблагоприятные демографические изменения, неблагоприятные изменения курсов иностранных валют; политические перемены (переворот) в стране, где компания осуществляет свою деятельность; растущая степень влияния поставщиков и покупателей, замедление темпов роста рынка и т. п.
В настоящее время SWOT–анализ достаточно активно и широко применяется в различных сферах менеджмента и экономики. Он считается универсальным видом анализа, поскольку существует возможность его использования на разных уровнях и для разных объектов, например, анализ предприятия, отрасли, региона, продукции и т.д.
Другой важнейшей особенностью SWOT-анализа является возможность определения с его помощью уровня эффективности деятельности компании на рынке. Он воплощает в себе сжатый анализ маркетинговой информации, конечным результатом которого является формирование вывода о наиболее выгодном направлении деятельности и развития бизнеса. Как один из видов системного анализа, он зачастую используется организацией для принятия и реализации управленческих решений. Также, SWOT-анализ применяется для подготовки коллективных решений, например, при стратегическом планировании деятельности и выборе стратегии.
При этом получаемые результаты анализа являются неким вспомогательным этапом в формировании последовательности действий, которые необходимы для достижения поставленных перед компанией целей.
Кроме того, необходимо отметить, что при всех преимуществах SWOT-анализа, существует ряд ограничений в его применении [4]. Основное заключается в том, что существует необходимость мышления в определенных рамках. Иным неизменным условием является то, что все факторы внешней среды способны действовать лишь непрерывно, в то время как в реальности данное действие чаще всего является дискретным. При осуществлении анализа важно анализировать целостный процесс, а не конкретные отдельные его элементы, поскольку при несоблюдении этого закона во время анализа могут быть допущены ошибки.
Иначе говоря, можно сказать, что SWOT-анализ является лишь инструментом для получения наглядной структурированной информации, но при этом он не преподносит какие-либо четкие рекомендации или конкретно сформулированные ответы; он может быть лишь отправной точкой в аналитической работе по формированию стратегии развития компании. Также, стоит понимать, что видимая на первый взгляд простота SWOT-анализа имеет и отрицательные последствия, поскольку его результаты крайне зависимы от качества и полноты первичной информации. Для более объективного проведения SWOT-анализа требуются эксперты с четким пониманием тенденций развития экономики и рынка, его текущего состояния, либо необходимо осуществить глубокую работу по сбору и анализу исходной информации [3].
Таким образом, было установлено, что SWOT-анализ является необходимым элементом исследований, обязательным предварительным этапом при составлении любого уровня стратегических и маркетинговых планов. Данные, полученные в результате ситуационного анализа, служат базисными элементами при разработке стратегических целей и задач компании. Несмотря на то, что методика проведения SWOT-анализа может иметь специфические отличия, обусловленные особенностями деятельности того или иного предприятия, применение данного инструмента является необходимым в современных рыночных условиях.
Стратегический анализ внутренней среды фирмы
- Валерий Некрасов
- Экономика
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Валерий Некрасов
Более 15 лет назад окончил РУДН, факультет физико-математических и естественных наук. По специальности работаю 10 лет – я преподаватель, моя научная степень кандидат наук. Написал 8 научных статей и в данный момент работаю над диссертацией. В свободное время работаю на этом сайте, помогаю студентам с курсовыми и дипломными. Люблю свою работу за то, что учащиеся благодарны за подаренные знания.