Начиная с конца 1980-х гг. и до нашего времени в Европе происходит полное переустройство международно-политического пространства. Такой переход европейской системы из одного состояния в другое сопровождается определенными явлениями разбалансированности и дестабилизации — пусть временными и не обязательно чреватыми драматическими последствиями, но все же порождающими некоторые линии напряженности внутри региона.
Исчезло жесткое биполярное разделение европейского пространства, существовавшее во время холодной войны, которое требовало от ее участников выполнения четких функций и некоторых общепризнанных правил. Последовавший потом переходный период характеризовался подвижностью международных политических отношений в Европе. Это привело к тому, что в разных частях Европы организация взаимодействия участников международной жизни проявилась по-разному. Появившиеся различия были обусловлены многими обстоятельствами: «характером объективных вызовов безопасности, оценками со стороны государств своих жизненно важных международно-политических интересов и места в европейской архитектуре, их материальными и политическими ресурсами для минимизации внешних угроз, возможностями в плане обретения союзников и партнеров и т.п.».
Так, процесс европейской интеграции стал ответом на военные потрясения XX в. и рассматривался как эффективный способ избежать войны между государствами Европы. Кроме того, отказ стран Восточной Европы от рыночной экономики и образование Совета Экономической Взаимопомощи помешали развитию экономических связей между Восточной и Западной Европой. Также повлияло и исчезновение колониальной системы, из-за чего были утрачены многочисленные торговые и иные связи. Поэтому усиление торговли европейских стран друг с другом стало единственным шагом для компенсации потери восточноевропейского и колониальных рынков.
Альтернативный полюс в европейском международно-политическом пространстве образуют страны СНГ во главе с Россией. В этом случае альтернативность не означает неизбежность или необходимость столкновения с западом. Во-первых, нынешняя ситуация на континенте, уже достаточно долго основана на противостоянии между Востоком и Западом, что в настоящее время сохраняется в виде стереотипов, а во-вторых, определяется особенностями развития постсоветского пространства благодаря его особенным геополитическим характеристикам. Если мыслить объективно, то для России и стран СНГ, нет никаких угроз безопасности, исходящих от Запада. По этой причине, как пишет Д.В. Тренина, «любые действия других участников международной жизни, рассматриваемые как мешающие России занять достойное место в Европе или оттесняющие ее на обочину политики в данном регионе, вызывают в Москве болезненную реакцию и могут подталкивать страну одновременно к навязчивой внешнеполитической активности и к самоотчуждению от Европы».
Для стран СНГ сложнее оказались внутренние проблемы, чем в большей части остального посткоммунистического мира. Длинный и противоречивый характер трансформационного периода сказался на международно-политических возможностях стран, снизилась экономическая и политическая дееспособность, что в свою очередь было важнейшим условием для возможности проведения продуманной и последовательной внешней политики. Так, «у «постъельцинской» России такие возможности явно расширились, тогда как у Украины и Белоруссии, наоборот, внутренние обстоятельства становятся главным фактором, сужающим внешнеполитические горизонты».
Еще одной проблемой постсоветских стран является его геополитическая организация. Эта тематика выступает не только как фактор объединения стран региона, но и как источник довольно серьезных трудностей в их взаимоотношениях. Возникающие на данной территории разногласия актуальны прежде всего для самих стран СНГ. Как отмечает В.Я. Авдонькин, «последствия разногласий могут иметь положительное влияние для европейского политического пространства, через снятие проблемных ситуаций, чреватых негативными последствиями мирным путем». К примеру, мирные протесты в Армении, которые привели к смене правящего руководства. Так и негативное, пример Украинский конфликт, в который втянуты страны Европы, США и Россия, а также когда «Москву подозревают в желании сформировать в рамках СНГ «бархатную империю».
Кроме того, восточная часть европейского международно- политического пространства «представляет собой зону с переменной внутренней геометрией, поскольку здесь одновременно развиваются разнонаправленные и зачастую конфликтующие между собой тенденции». С одной стороны, это сближение России с Белоруссией сориентировано на их объединение в одно государство. С другой — это явное отдаление и конфронтация Украины с Россией, развитие напряженности способно перерасти в сильнейший фактор эрозии этой зоны и даже в серьезный вызов стабильности в Европе в целом.
Такимобразом,длясовременноймеждународно-политической «геометрии» Европы свойственен переходный характер. Она, как пишет В.Г. Барановский, «находится в процессе трансформации и способна эволюционировать в нечто отличающееся от их сегодняшнего состояния. Несмотря на то, что данный процесс пока не завершен, его основные линии определились достаточно четко» .
Страны Восточной Европы в интеграционных процессах в 21-м веке
- Фаина Сафонова
- Международные отношения
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Фаина Сафонова
Работаю преподавателем и аспирантом, мне 28. Закончила РАНХиГС, факультет международных отношений и политических исследований. Кроме основной работы подрабатываю школьным репетитором и автором в компании «Диплом777». Люблю свою работу за то, что могу делиться знаниями со школьниками и студентами всей страны.