Среди зарубежных стран особое внимание мотивации труда выделяют такие страны как Япония, США, Германия. Уже со второй половины 20 века японские руководители через эффективную организацию труда и решение вопросов мотивации добились значительных экономических преобразований. Непрерывное совершенствование, постоянное и постепенное развитие были поставлены в ряд национальных задач о второй половине 20 века.
Именно эти элементы легли в основу идеи «кайдзен». По мнению автора термина японского ученого Масааки Имаи «кайдзен» (переводится кай- перемена, дзен- мудрость) это философия постоянного совершенствования, применимая не только в работе, но и других аспектах жизни. Японский менеджмент эффективно применяет постулаты данной идеи для улучшения трудовой жизни.
Существуют три кита, на которых стоит особая «японская» система мотивации труда:
1.пожизненный найм персонала;
2.система старшинства при определении заработной платы;
3.служебные повышения и внутрифирменные профсоюзы.
Также следует отметить такие важные элементы как, система ротации, система оценки и вознаграждения, система уровневой координации и другие. Как мы видим, японские управленцы сочетают методы материального и нематериального стимулирования для максимально эффективного использования человеческого фактора, поскольку человек и человеческий фактор признаны приоритетными. Все это исходит от национальных особенностей и менталитета, японцы относятся к труду, как самой главной ценности жизни.
Основными элементами материального стимулирования является заработная плата, которая, как известно, базируется на одном из основных принципов – принципе «старшинства». Премии, вознаграждения, в том числе через систему «рациональных идей и предложений». Используется широкий набор льгот для работников. Таким образом, мы видим, что в основе материального стимулирования лежат формы и системы оплаты труда с большим мотивирующим эффектом.
Особое внимание японской системе мотивации уделяется нематериальному стимулированию, поскольку не все компании могут позволить себе постоянно повышать зарплату, дифференцировать ее, платить премии и вознаграждения. Известно, что японские компании в среднем тратят до 85 % средств на трудовые ресурсы. Ограниченность средств, в том числе привела к развитию методов и подходов повышения мотивации работников на продуктивную работу, при неизменном уровне заработной платы.
В Японии разработана особа система управления персоналом, которая базируется на таких принципах, как гуманизм, уважение. То есть, ключевой акцент в данном случае ставится на создание «особенных условий» для создания отношений между руководителем и подчиненным. Под «особенными условиями» подразумевается создание положительного морально психологического климата. В свою очередь, психологический климат и благоприятная атмосфера создают условия для активизации деятельности рабочих, повышения личной результативности и эффективности деятельности компании. Поэтому главная особенность системы мотивации труда в Японии это,
во-первых, создание тесной связи между работодателем и работником.
Во-вторых, для раскрытия потенциала работника, необходимо наладить связь с психологией работника и найти правильные элементы нематериального стимулирования работников.
В-третьих, отличительной особенностью является ориентированность на группу. То есть, работодатели используют потребность групповой причастности в целях решения задач, которые ставятся перед компанией. Причастность к группе, процесс группового достижения результатов, групповые соревнования, позволяют повысить такие характеристики, как самостоятельность, ответственность. Также следует отметить особую организацию рабочего процесса, организацию механизма начальник-подчиненный.
В японских компаниях действует политика по снижению дистанции между «начальством» и подчиненными. Отсутствие внешних проявлений власти, показных привилегий является ярким примером этой политики
Изучение мотивационной сферы служебной деятельности работников позволяет выработать и реализовать определенную программу привлечения и закрепления в организации высокопрофессиональных работников, развивать кадровый потенциал через мотивацию профессиональной активности, находить новые способы и механизмы регулирования социально – трудовых отношений.
Таким образом, завершая исследование по первой главе можно сказать о том, что в ней были рассмотрены вопросы, связанные с изучением теоретических особенностей мотивации персонала в современных организациях.
Стимулирование и мотивация персонала как функция менеджмента
- 2020-05-09
- Глеб Стрелков
- Менеджмент
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Глеб Стрелков
Закончил СПбГИКиТ факультет телевидения, дизайна и фотографии. Работаю преподавателем один год. Являюсь магистром. Кроме этого занимаюсь репетиторством и решаю школьные и студенческие работы по менеджменту и трудовым отношениям на этом сайте. Люблю свою профессию за то, что могу делиться полученным опытом и приобретенными знаниями.