МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЧАЙКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ И СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА»
Стили родительского воспитания детей дошкольного возраста в процессе развития личности.
Исполнитель: Коротаева Е.С.
Научный руководитель: ст. преподаватель Данилова А.В.
г. Чайковский, 2012 г.
Содержание
Введение
Глава 1. Процесс развития личности
1.1 Характеристика понятия «личность». Структура личности
1.2 Теория развития личности Э. Эриксона
Глава 2. Стили родительского воспитания
2.1 Характеристика понятий «воспитание», «семья», «семейное воспитание»
2.2 Воспитание личности
2.3 Семья как специфическая педагогическая система. Особенности развития современной семьи. Основные функции семьи по отношению к обществу и человеку
2.4 Типы и стили родительского воспитания
Глава 3. Психологические особенности детей дошкольного возраста
3.1 Развитие дошкольника
3.2 Структура эмоциональных реакций дошкольника
3.3 Развитие психических процессов в дошкольном возрасте
Заключение
Литература
Введение
Развитие интеллекта и творческих способностей, познавательных сил и первичного опыта трудовой деятельности, нравственных и эстетических начал, эмоциональной культуры и физического здоровья детей — все это зависит от семьи, от родителей, и все это составляет главную цель семейного воспитания. То есть целью семейного воспитания является формирование таких качеств и свойств личности, которые помогут достойно преодолевать трудности и преграды, встречающиеся на жизненном пути.
Актуальность. Взаимозависимость личностных характеристик родителей, стиля родительского поведения и уровня развития ребенка является разной для отцов и сыновей, матерей и сыновей, отцов и дочерей, матерей и дочерей. Важные показатели уровня развития ребенка определяются не столько индивидуальными качествами родителей, сколько отношениями, сложившимися в семье в первые годы ее существования. То, как матери и отцы справляются с формированием семьи в первые годы ее существования, определяет готовность ребенка к обучению в школе и его последующее развитие.
Ребенок не может служить средством изменения жизненных обстоятельств взрослых, компенсатором их неудач и несбывшихся надежд. С момента рождения он представляет собой потенциальную, а затем вполне реальную личность. Если именно личность ребенка, его психологическое и социальное становление, развитие и раскрытие творческого потенциала становятся целью родителей, можно говорить о надежном психологическом фундаменте отношений между поколениями в семье.
Цели и установки реализуются через общий широкий спектр отношений в семье, ведущим среди которых является общение. Общение между родителями и детьми в семье имеет ряд специфических особенностей — как положительных, так и отрицательных. Не определив их, трудно разобраться во внутрисемейных проблемах и конфликтах.
Цель: изучить стили родительского воспитания детей дошкольного возраста в процессе развития личности.
Задачи:
1. Рассмотреть процесс развития личности.
2. Раскрыть типы и стили семейного воспитания.
3. Охарактеризовать особенности воспитания детей дошкольного возраста.
Объект: процесс развития личности.
Предмет: стили родительского воспитания.
Контингент: дети дошкольного возраста.
Глава 1. Процесс развития личности
1.1 Характеристика понятия «личность». Структура личности
Развитие личности — одна из главных категорий в психологии и педагогике.
Развитие личности понимается, как процесс количественных и качественных изменений под влиянием вешних и внутренних факторов. Развитие ведет к изменению качеств личности, к появлению новых свойств. Изменение личности от возраста к возрасту протекает следующих направлениях:
v Физиологическое развитие (скелетно-мышечная);
v Психическое развитие (процессы восприятия);
v Социальное развитие (формирование нравственных чувств).[13]
Личность — это феномен общественного развития, конкретный живой человек, обладающий сознанием и самосознаниям. [15]
Личность — это устойчивая система социально-значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества. [4]
Личностью в психологии обозначается системное социальное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее уровень и качество представленности общественных отношений в индивиде. [2]
Структура личности — это целостное системное образование, совокупность социально значимых психических свойств, отношений и действий индивида. [15]
В структуру личности в первую очередь входит системная организация, представленная в строении темперамента, характера, способностей человека, необходимая, но достаточная для понимания психологии личности. Таким образом, выделяется первая составляющая структура личности — ее внутри индивидная подсистема.
Личность в системе своих «действительных отношений» (К.Маркс) обретает свое особое бытие, отличающееся от телесного бытия индивида. С точки зрения марксистской философии, реальное существование личности обнаруживается в совокупности предметных взаимоотношений индивидов, опосредственных их деятельностью, и поэтому одну из характеристик структуры личности следует искать в «пространстве» вне органического тела индивида, которое составляет интериндивидную подсистему личности.
Интраиндивидная и интериндивидная подсистемы не покрывают все проявления личности. Есть возможность выделить третью составляющую структуры личности — метаиндивидную подструктуру. Личность при этом не только выносится за рамки органического тела индивида, но и перемещается за пределы его наличных, существующих «здесь теперь» связей с другими индивидами [6].
В Отечественной психологии существует ряд попыток представить структуру личности. В частности, А.Г. Ковалев — духовный облик личности рассматривает как синтез сложных структур:
· Темперамент — как комплекс природных свойств;
· Направленность — как совокупность потребностей, интересов и идеалов;
· Способность — как системы интеллектуальных, волевых и эмоциональных свойств.[5]
Карл Густав Юнг рассматривает структуру личности из трех взаимосвязанных компонентов:
1. Эго — центр сферы сознания и основа самосознания.
2. Личное бессознательное — состоит из болезненных бессознательного и подавленных воспоминаний содержит в себе части личности, которые никогда не доходят до сознания.
3.Коллективное бессознательное — основание всей структуры личности, его содержание одинаково для всего человечества. Существуют различные подходы к определению структуры личности. Так, С. Л. Рубинштейн выделяет три компонента в структуре личности: 1) Направленность. Чего хочет человек? Что для него привлекательно, к чему он стремится?
— проявляется в потребностях, интересах, идеалах, убеждениях, доминирующих мотивах деятельности и поведения, и мировоззрения;
2) Знания, умения, навыки. Что человек может?
— приобретаются в процессе жизни и познавательной деятельности;
3) индивидуально — типологические особенности. Что он есть, что закрепилось в качестве стержневых особенностей его личности?
— проявляются в темпераменте, характере, способностях.
1.2 Теория развития личности Э. Эриксона
Согласно теории развития личности Э. Эриксона, развитие личности продолжается всю жизнь, где один этап в случае благополучного разрешения внутренних противоречий приходит на смену другому.
Детство
1. Доверие и недоверие. Первая стадия развития человека соответствует оральной фазе классического психоанализа и обычно охватывает первый год жизни. В этот период, считает Эриксон, развивается параметр социального взаимодействия, положительным полюсом которого служит доверие, а отрицательным — недоверие.
Степень доверия, которым ребенок проникается к окружающему миру, к другим людям и к самому себе, в значительной степени зависит от проявляемой к нему заботы. Младенец, который получает все, что хочет, потребности которого быстро удовлетворяются, который никогда долго не испытывает недомогания, которого баюкают и ласкают, с которым играют и разговаривают, чувствует, что мир, в общем, место уютное, а люди — существа отзывчивые и услужливые. Если же ребенок не получает должного ухода, не встречает любовной заботы, то в нем вырабатывается недоверие — боязливость и подозрительность по отношению к миру вообще, к людям в частности, и недоверие это он несет с собой в другие стадии его развития. Ребенок, который приходит в школу с чувством настороженности, может постепенно проникнуться доверием к какой-нибудь учительнице, не допускающей не справедливости по отношению к детям. При этом он может преодолеть первоначальную недоверчивость. Но зато и ребенок, выработавший в младенчестве доверчивый подход к жизни, может проникнуться к ней недоверием на последующих стадиях развития, если, скажем, в случае развода родителей в семье создается обстановка, переполненная взаимными обвинениями и скандалами. Благоприятное разрешение этого конфликта — надежда.
Достижение равновесия
2.Самостоятельность и нерешительность (автономия и сомнения). Вторая стадия охватывает второй и третий год жизни, совпадая с анальной фазой фрейдизма. В этот период, считает Эриксон, у ребенка развивается самостоятельность на основе развития его моторных и психических способностей. На этой стадии ребенок осваивает различные движения, учится не только ходить, но и лазать, открывать и закрывать, толкать и тянуть, держать, отпускать и бросать. Малыши наслаждаются и гордятся своими новыми способностями и стремятся все делать сами: разворачивать леденцы, доставать витамины из пузырька, спускать в туалете воду и т.д. Если родители предоставляют ребенку делать то, на что он способен, а не торопят его, у ребенка вырабатывается ощущение, что он владеет своими мышцами, своими побуждениями, самим собой и в значительной мере своей средой — то есть у него появляется самостоятельность.
Но если воспитатели проявляют нетерпение и спешат сделать за ребенка то, на что он и сам способен, у него развивается стыдливость и нерешительность. Конечно, не бывает родителей, которые ни при каких условиях не торопят ребенка, но не так уж неустойчива детская психика, чтобы реагировать на редкие события. Только в том случае, если в стремлении оградить ребенка от усилий родители проявляют постоянное усердие, неразумно и неустанно браня его за «несчастные случаи», будь то мокрая постель, запачканные штанишки, разбитая чашка или пролитое молоко, у ребенка закрепляется чувство стыда перед другими людьми и неуверенность в своих способностях управлять собой и окружением.
Если из этой стадии ребенок выйдет с большой долей неуверенности, то это неблагоприятно отзовется в дальнейшем на самостоятельности и подростка, и взрослого человека. И наоборот, ребенок, вынесший из этой стадии гораздо больше самостоятельности, чем стыда и нерешительности, окажется хорошо подготовлен к развитию самостоятельности в дальнейшем. И опять-таки соотношение между самостоятельностью, с одной стороны и стыдливостью и неуверенностью — с другой, установившееся на этой стадии, может быть изменено в ту или другую сторону последующими событиями. Благоприятное разрешение этого конфликта — воля.
3. Предприимчивость и чувство вины (в другом переводе — Предприимчивость и неадекватность). Третья стадия обычно приходится на возраст от четырех до пяти лет. Дошкольник уже приобрел множество физических навыков, он умеет и на трехколесном велосипеде ездить, и бегать, и резать ножом, и камни швырять. Он начинает сам придумывать себе занятия, а не просто отвечать на действия других детей или подражать им. Изобретательность его проявляет себя и в речи, и в способности фантазировать. Социальный параметр этой стадии, говорит Эриксон, развивается между предприимчивостью на одном полюсе и чувством вины на другом. От того, как в этой стадии реагируют родители на затеи ребенка, во многом зависит, какое из этих качеств перевесит в его характере. Дети, которым предоставлена инициатива в выборе моторной деятельности, которые по своему желанию бегают, борются, возятся, катаются на велосипеде, на санках, на коньках, вырабатывают и закрепляют предприимчивость. Закрепляет ее и готовность родителей отвечать на вопросы ребенка (интеллектуальная предприимчивость) и не мешать ему фантазировать и затевать игры. Но если родители показывают ребенку, что его моторная деятельность вредна и нежелательна, что вопросы его назойливы, а игры бестолковы, он начинает чувствовать себя виноватым и уносит это чувство вины в дальнейшие стадии жизни. Благоприятное разрешение этого конфликта — цель.
4. Умелость и неполноценность. (Творчество и комплекс неполноценности). Четвертая стадия — возраст от шести до одиннадцати лет, годы начальной школы. Классический психоанализ называет их латентной фазой. В этот период любовь сына к матери и ревность к отцу (у девочек наоборот) еще находится в скрытом состоянии. В этот период у ребенка развивается способность к дедукции, к организованным играм и регламентированным занятиям. Только теперь, например, дети как следует учатся играть в камешки и другие игры, где надо соблюдать очередность. Эриксон говорит, что психосоциальный параметр этой стадии характеризуется умелостью с одной стороны и чувством неполноценности — с другой.
В этот период у ребенка обостряется интерес к тому, как вещи устроены, как их можно освоить, приспособить к чему-нибудь. Этому возрасту понятен и близок Робинзон Крузо; в особенности отвечает пробуждающемуся интересу ребенка к трудовым навыкам энтузиазм, с которым Робинзон описывает во всех подробностях свои занятия. Когда детей поощряют мастерить что угодно, строить шалаши и авиамодели, варить, готовить и рукодельничать, когда им разрешают довести начатое дело до конца, хвалят и награждают за результаты, тогда у ребенка вырабатывается умелость и способности к техническому творчеству. Напротив, родители, которые видят в трудовой деятельности детей одно «баловство» и «пачкотню», способствуют развитию у них чувства неполноценности.
В этом возрасте, однако, окружение ребенка уже не ограничивается домом. Наряду с семьей важную роль в его возрастных кризисах начинают играть и другие общественные институты. Здесь Эриксон снова расширяет рамки психоанализа, до сих пор учитывавшего лишь влияние родителей на развитие ребенка. Пребывание ребенка в школе и отношение, которое он там встречает, оказывает большое влияние на уравновешенность его психики. Ребенок, не отличающийся сметливостью, в особенности может быть травмирован школой, даже если его усердие и поощряется дома. Он не так туп, чтобы попасть в школу для умственно отсталых детей, но он усваивает учебный материал медленнее, чем сверстники, и не может с ними соревноваться. Непрерывное отставание в классе несоразмерно развивает у него чувство неполноценности.
Зато ребенок, склонность которого мастерить что-нибудь заглохла из-за вечных насмешек дома, может оживить ее в школе благодаря советам и помощи чуткого и опытного учителя. Таким образом, развитие этого параметра зависит не только от родителей, но и от отношения других взрослых. Благоприятное разрешение этого конфликта — уверенность. [19]
Глава 2. Стили родительского воспитания
2.1 Характеристика понятий «воспитание», «семья», «семейное воспитание»
З. Фрейд в соответствии со своей концепцией достаточно широко определял воспитание как «процесс побуждения к преодолению принципа удовольствия и к замещению его принципам реальности».
По определению академика И.П. Павлова воспитание — это механизм обеспечения сохранения исторической памяти популяции.
Под институтами воспитания понимаются общественные организации и структуры, которые призваны оказывать воспитательное воздействие на личность. Наиболее известные нам институты воспитания — это семья и школа. Формально на них лежит основная доля ответственности за развитие личности ребенка.
Семья — это первичная социальная структура любого общества, выполняющая функцию защиты и заботы. [16]
Каждый человек с детства вынашивает в себе мечты о создании прекрасной семьи, но очень часто наша семейная жизнь превращается в кошмар. Проблема заключается не в мотивах, а в неправильных методах взаимодействия в браке. Существует два фактора, грозящие благополучному и успешному воспитанию детей. Первый: недооценка важности взаимоотношений мужа и жены в процессе воспитания детей. Второй: ошибочное мнение о том, что с рождением ребенка семейная жизнь должна фокусироваться на нем.
Семья формируется из первичных и вторичных социальных слоев. Первичный социальный слой базируется на трех типах отношений: муж — жена, родитель — ребенок, ребенок — ребенок. Вторичный слой состоит из бабушек, дедушек, внуков, дядь, теть и т.д. Чем прочнее первичные отношения, тем больше единства, любви, стабильности, радости имеет каждый член семьи. Семейные отношения становятся прочными тогда, когда одно поколение принимает решение жить по библейским принципам и передает эти принципы следующим поколениям. [16]
Семья — главный институт воспитания. [20]
Однако фактически в современных условиях школа и семья не всегда доминируют в воспитательных воздействиях, и их влияние нередко уравновешивается и даже перевешивается воздействиями многих других социальных институтов, средств массовой культуры и информации, друзей, сверстников, внешкольных и вне семейных организаций.
Тем не менее традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.
Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие семьи на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей — матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. Семья — это тот институт, который обеспечивает ребенка необходимым минимумом общения, без которого он никогда не смог бы стать человеком и личностью. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья. [20]
Семейное воспитание — название для процессов воздействия на детей со стороны родителей и других членов семьи с целью достижения желаемых результатов. Семейное воспитание — целенаправленная подготовка молодого поколения к жизни в обществе. [11]
Родители для детей — это жизненный идеал, ничем не защищенный от детского пристального глаза. В семье координируются усилия всех участников воспитательного процесса: школы, учителей, друзей. Семья создает для ребенка ту модель жизни, в которую он включается. Встречается немало хороших семей, сознающих эту высокую родительскую миссию. Влияние родителей на собственных детей должно обеспечивать их физическое совершенство и моральную чистоту. Каждый ребенок невольно и неосознанно повторяет своих родителей, подражает папам и мамам, бабушкам и дедушкам. Именно дети несут в себе заряд.
2.2 Воспитание личности
Воспитание в отличие от социализации, рассматривается как процесс целенаправленной и сознательно контролируемой социализации (семейное, религиозное, школьное воспитание). И та, и другая социализация имеют ряд различий в разные периоды развития личности. Одно из самых существующих различий, имеющих место во всех периодах возрастного развития личности — это то, что воспитание выступает своеобразным механизмом управления процессами социализации.
Существует две основные функции воспитания:
§ Упорядочивание всего спектра влияний (физических, социальных)
§ На личность и создание условий для ускорения процессов социализации с целью развития личности.
В соответствии с этими функциями воспитание позволяет преодолеть или ослабить отрицательные последствия социализации, придать ей гуманистическую ориентацию, востребовать научный потенциал для прогнозирования и конструирования педагогической стратегии и тактики.
Типы воспитания обусловлены уровнем развития общества социальной стратификацией (соотношение социальных групп) и социльно-политическими ориентациями. Поэтому воспитание осуществляется по-разному в тоталитарном и демократическом обществах. В каждом из них воспроизводится свой тип личности, своя система зависимостей и взаимодействий личности.
А.В.Мудрик выделил три группы задач, решаемых на каждом этапе социализации: естественно-культурные, социально-культурные и социально-психологические.
Решение названных задач в процессе воспитания вызвано необходимостью развития личности. Если какая — либо группа задач или более значимые из нее остаются не решаемыми на том или ином этапе социализации, то это либо задерживает развитие личности, либо делает его неполноценным. [10]
2.3 Семья как специфическая педагогическая система. Особенности развития современной семьи. Основные функции семьи по отношению к обществу и человеку
Социология рассматривает семью как часть целого общественного организма, как клетку общества, как социальный воспитательный коллектив. Все изменения, происходящие в социально — экономической сфере, обязательно находят свое отражение в семье. В отличие от других социальных коллективов — производственных, профессиональных, политических,- семья не подвергается прямой перестройке.
Жизнь семьи характеризуется многосторонними отношениями: социально-биологическими, хозяйственно-экономическими, нравственными, психологическими. Каждый этап в развитии семьи связан с утратой одних и возникновением других функций, с изменением масштабов и характера социальной деятельности ее членов. Семья выполняет важные общественно значимые функции по отношению к обществу и по отношению к человеку.
Основными функциями семьи по отношению к обществу являются:
1.Физическое воспроизводство населения. Для смены поколений необходимо соответствующее число детей в рамках определенного государства;
2.Воспитательная функция-передача знаний, умений, навыков, норм, ценностей, духовное воспроизводство;
3.Производственно-хозяйственная. Социологи показали, что для того, чтобы освободить семью от хозяйственных забот потребуется дополнительно 40-45 млн человек;
4.Организация досуга, т.к. значительная часть времени проводится вне работы, учебы (семейное общение).
Функции семьи по отношению к человеку:
1. Супружеская функция. Супруги — самые близкие люди, они взаимодополняют друг друга. Отдыхают, получают моральную поддержку;
2. Родительская функция — семья дает необходимое для гармонии в жизни, для того, чтобы в старости скрасить жизнь родителей;
3. Организация быта. Известно, что семейный быт — самый комфортный быт в психологическом смысле.
Принимая во внимание функции семьи, их многообразие и взаимосвязь, мы можем выделить некоторые наиболее характерные особенности и тенденции развития современной семьи.
К Особенности развития современной семьи относят:
1) специфика социального уклада в городской и сельской семье. Например, отношения в сельской местности складываются таким образом, что каждый ребенок чувствует себя под строгим контролем односельчан. С одной стороны, это явление положительное, c другой же — такой социальный контроль может носить мещанский, домостроевский характер, и тогда он из потенциально положительного превращается в потенциально угнетающий личность. В большом городе такой контроль отсутствует;
2) существует прямая зависимость: чем выше образование родителей, тем более успешно учатся их дети в школе. Современные родители, как правило, имеют среднее или неполное среднее образование. Но современные родители — это активно работающие люди, и воспитание детей чаще всего возлагается на дедушек и бабушек, образование которых в большинстве случаев значительно ниже;
3) происходящее в обществе расслоение населения по степени материального достатка определяет различия в семейном воспитании детей, характер взаимоотношений между родителями и детьми. Как правило, на детей в семье затрачивается от 25% до 50% семейного дохода. В семье с большим материальным доходом при появлении педагогической слепоты не исключены случаи пресыщения (излишняя ласка, задабривание, закармливание и пр.). Пресыщение — это такое отношение к жизни, материальным и духовным ценностям, созданным людьми, которое проявляется в полнейшем пренебрежении, безразличии к представляемым благам. Неслучайно из числа пресыщенных с детства вырастают скептики, тунеядцы, искатели острых ощущений;
4) идет процесс разукрепления семьи — выделение молодой брачной семьи (семьи без дедушек и бабушек). Объективно процесс разукрепления семьи может быть оценен как положительный. Это обеспечивает ее укрепление и развитие как самостоятельного коллектива. Не отвергая мудрости, жизненного опыта старших — своих родителей, молодые супруги утверждают в своей семье отношения, выражающие их чувства, индивидуальность, их вкусы, интересы. Переживаемые трудности укрепляют дружбу, солидарность, учат делить и радости и беды. В отделенной семье складывается благоприятный психологический климат для воспитания детей. Однако молодая семья испытывает на первых порах и известные трудности: бытовая неустроенность, осложнение с определением детей в дет.сады и др. Преодоление этих трудностей — предмет заботы общества;
5) уменьшение численности семьи, сокращение рождаемости детей. Типичной и для города, и для села является семья, воспитывающая одного -двух детей. Причины сокращения рождаемости многообразны и сложны: занятость родителей на работе; недостаточная обеспеченность дошкольными учреждениями; рост материальных затрат на воспитание ребенка; большая перегрузка женщины-матери; неблагоприятные жилищные, бытовые условия семьи; эгоистическое стремление пожить «пожить для себя» и др. Сокращение рождаемости выдвигает новую педагогическую проблему — изучение и разработку методов воспитания в малодетной семье;
6) увеличение числа разводов. Нужно иметь в виду, что не всякий развод — плохо, поскольку устраняется источник негативного воздействия на психику ребенка. До 90% разводов падает на супружеские пары первого года жизни. Они происходят вследствие неподготовленности супругов к семейной жизни, неустроенности быта;
7) увеличение числа однодетных семей. Однодетная семья ставит ребенка в затруднительное положение в плане общения, получения опыта коллективной деятельности. В однодетной семье у ребенка нет наставников — старших братье и сестер, нет и подопечных, где он приобретает соответствующий опыт защитника, старшего. Однодетная семья суживает опыт коллективных отношений. Ребенок становится центром семьи, которая отдает ему всю ласку, внимание, заботу. [9]
2.4 Типы и стили родительского воспитания
Родитель — это особая педагогическая профессия и лучшим семейным педагогом является сама жизнь родителей. [7]
Мудрый родитель всегда поможет своему ребенку активизировать энергию заботы о себе. Когда родитель живет ради ребенка, переживает за него, он забирает энергию ребенка, буквально родитель «проживает жизнь» за ребенка. Когда родители ожидают от детей каких-то невероятных успехов, они на самом деле компенсируют свои неудачи и хотят, чтобы их дети достигли того, чего не удалось им самим. Если ребенка постоянно ругать, у него сформируется низкая самооценка, он постоянно будет делать ошибки. Родители должны хорошо понимать, что поведение детей — это зеркальное отражение их собственных поступков. [7]
Родитель — это огромное собрание навязанных внешних событий, воспринятых человеком впервые годы его жизни. [19]
· Авторитетный (демократический). Воспитатель (педагог, родитель) осознает свою важность в становлении личности ребенка, но и за ним признает право на саморазвитие. В разумных пределах готов пересмотреть свои позиции, пойти на компромисс.
· Либеральный. Взрослый высоко оценивает ребенка, считает простительным его слабости, легко общается, доверяет мнению ребенка, не склонен к запретам, ограничениям к контролю. Маленькому ребенку либеральный стиль воспитания больше навредит, чем поможет.
· Авторитарный. Взрослый хорошо представляет, каким должен быть ребенок и прилагает максимально усилий, чтобы приблизить его к «идеалу». Категоричные требования, неуступчивость, излишняя требовательность — основные составляющие авторитарных отношений.
· Индифферентный (попустительский). Проблема воспитания не является у взрослого первостепенными. Свои проблемы ребенку приходится решать самому. В таких отношениях нет эмоциональной связи.[1]
Е.Валиуллина в своем труде «Детско-родительское отношение» рассматривает два стиля родительского воспитания:
Демократический стиль определяется:
Ш Высоким уровнем вербального общения между детьми и родителями
Ш Включенностью детей в обсуждение семейных проблем, учетом их мнения
Ш Готовностью родителей прийти на помощь, если это потребуется, и одновременно их верой в успех самостоятельной деятельности ребенка
Ш Ограничением собственной субъективности в видении ребенка.
Контролирующий стиль включает:
· Ограничения поведения детей;
· Четкое и ясное разъяснение ребенку смысла ограничений;
· Отсутствие разногласий между родителями и детьми по поводу дисциплинированных мер. [14]
Глава 3. Психологические особенности детей дошкольного возраста
3.1 Развитие дошкольника
Дошкольное детство — совершенно особенный период развития ребенка. А. Н. Леонтьев дает следующую общую характеристику дошкольного детства: «Это период первоначального фактического склада личности, период развития личностных «механизмов» поведения. В дошкольные годы развития ребенка завязываются первые узлы, устанавливаются первые связи и отношения, которые образуют новое, высшее единство деятельности и вместе с тем новое, высшее единство субъекта — единство личности. Именно поэтому, что период дошкольного детства есть период такого фактического складывания психологических механизмов личности, он так важен» (Леонтьев А. Н.)
В этом возрасте перестраиваются вся психическая жизнь ребенка и его отношение к окружающему миру. Суть этой перестройки заключается в том, что в дошкольном возрасте возникает внутренняя регуляция поведения. И если в раннем возрасте поведение ребенка побуждается и направляется извне — взрослым или воспринимаемой ситуацией, то в дошкольном возрасте сам ребенок начинает определять собственное поведение (Смирнова Е. О.).
К началу каждого возрастного периода складывается своеобразное, специфическое для данного возраста, исключительное, единственное и неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной. Это отношение Л. С. Выготский назвал социальной ситуацией развития.
Л. С. Выготский подчеркивает, что социальная ситуация «определяет целиком и полностью те формы и тот путь, следуя по которому ребенок приобретает новые и новые свойства личности, черпая их из социальной действительности, как из основного источника развития, тот путь, по которому социальное становится индивидуальным». Согласно Д. Б. Эльконину, дошкольный возраст вращается вокруг своего центра, вокруг взрослого человека, его функций и его задач.
Взрослый здесь выступает в обобщенной форме, как носитель общественных функций в системе общественных отношений (взрослый — папа).
Противоречие этой социальной ситуации развития автор видит в том, что ребенок есть член общества, вне общества он жить не может, основная его потребность жить вместе с окружающими людьми.
В процессе развития отношений между ребенком и взрослым и дифференциации всех видов его деятельности происходит: возникновение и развитие соподчинения мотивов, усвоение этических норм, развитие произвольного поведения и формирование личного сознания.
Основными новообразованиями дошкольного возраста являются:
1. Возникновение первого схематического цельного детского мировоззрения. Все, что видит, ребенок пытается привести в порядок, увидеть закономерные отношения, в которых укладывается непостоянный окружающий мир.
Ж. Пиаже показал, что у ребенка в дошкольном возрасте складывается артификалистское мировоззрение: все, что окружает ребенка, в том числе и явления природы — результат деятельности людей (Цит. по Смирнова Е. О.).
Строя картину мира, ребенок выдумывает, изобретает теоретическую концепцию, строит мировоззренческие схемы. Такое мировоззрение увязывается со всей структурой дошкольного возраста, в центре которого находится человек. Д. Б. Эльконин замечает парадокс между низким уровнем интеллектуальных возможностей и высоким уровнем познавательных потребностей (Эльконин Д. Б.).
2. Возникновение первичных этических инстанций и на их основе — моральных оценок, которые начинают определять эмоциональное отношение ребенка к другим людям.
3. Возникают новые мотивы поступков и действий, общественные по своему содержанию, связанные с пониманием взаимоотношений между людьми (мотивы долга, сотрудничества, соревнования и т. п.). Все эти мотивы вступают в различные соотношения, образуют сложную структуру и подчиняют себе непосредственные желания ребенка.
В этом возрасте уже можно наблюдать преобладание обдуманных действий над импульсивными. Преодоление непосредственных желаний определяется не только ожиданием награды или наказания со стороны взрослого, но и высказанным обещанием самого ребенка (принцип «данного слова»). Благодаря этому формируются такие качества личности, как настойчивость и умение преодолевать трудности; возникает также чувство долга по отношению к другим людям.
4. Отмечается произвольное поведение и новое отношение ребенка к себе и своим возможностям. Произвольное поведение — это поведение, опосредованное определенным представлением (Обухова Л. Ф.).
Д. Б. Эльконин отмечал, что в дошкольном возрасте ориентирующий поведение образ сначала существует в конкретной наглядной форме, но затем он становится все более и более обобщенным, выступающим в форме правила, или нормы. На основе формирования произвольного поведения у ребенка появляется стремление управлять собой и своими поступками. Овладение умением управлять собой, своим поведением и поступками выделяется как особая задача.
5. Возникновение личного сознания — возникновение сознания своего ограниченного места в системе отношений со взрослыми. Стремление к осуществлению общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности. У дошкольника возникает осознание возможностей своих действий, он начинает понимать, что не все может (начало самооценки). Говоря о самосознании, часто имеют в виду осознание своих личных качеств (хороший, добрый, злой и т.п.). «В данном случае, — подчеркивает Л. Ф. Обухова, — речь идет об осознании своего места в системе общественных отношений. Три года — внешне «Я сам», шесть лет — личное самосознание. И здесь внешнее превращается во внутреннее» (Обухова Л. Ф.).
И с учетом того, что в дошкольном возрасте перестраивается вся психическая жизнь ребенка и его отношение к окружающему миру, то не исключены и психологические проблемы, возникающие в этот период.[11]
Дошкольное детство — это очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые семь лет. Но они имеют непреходящее значение. В этот период развитие идет как никогда бурно и стремительно. Из совершенно беспомощного, ничего не умеющего существа младенец превращается в относительно самостоятельную, активную личность. Получают определенное развитие все стороны психики ребенка, тем самым закладывается фундамент для дальнейшего роста. Одним из основных направлений психического развития в дошкольном возрасте является формирование основ личности.
Ребенок начинает осознавать свое «Я», свою активность, деятельность, начинает объективно себя оценивать. Образуется соподчинение мотивов: возможность подчинить свои непосредственные побуждения осознанным целям. Малыш научается в определенных пределах управлять своим поведением и деятельностью, предвидеть ее результат и контролировать выполнение. Усложняется эмоциональная жизнь дошкольника: обогащается содержание эмоций, формируются высшие чувства.
3.2 Структура эмоциональных реакций дошкольника
Развитию эмоциональной сферы способствуют все виды деятельности ребенка и общение с взрослыми и сверстниками. Дошкольник учится понимать не только свои чувства, но и переживания других людей. Он начинает различать эмоциональные состояния по их внешнему проявлению, через мимику и пантомимику. Ребенок может сопереживать, сочувствовать литературному герою, разыгрывать, передавать в сюжетно-ролевой игре различные эмоциональные состояния.
К дошкольному возрасту изменяется структура самих эмоциональных реакций.
1. Эмоциональная сфера у малышей: восприятие аффективно окрашено; эмоциональность обусловлена конкретной ситуацией (может ли получить предмет; успешно ли действует с игрушкой; помогает ли ему взрослый).
У дошкольников более спокойный эмоциональный фон восприятия. Эмоциональность обусловлена такими развивающимися представлениями как: желание, представление, эмоции, действие. Эмоциональные процессы у дошкольников более управляемы.
2. В общей структуре поведения ребенка меняется функциональное место аффекта.
У малышей, включаясь в действие, ребенок не предвидит последствий и не переживает: по поводу поступка, по поводу его последствий. Оценка взрослого (похвала — порицание). Аффект — последнее звено в цепочке событий.
У дошкольников в эмоциональном представлении ребенка содержится: будущий результат, его оценка взрослым. Ребенок предвидит отрицательный (положительный результат), неодобрение (одобрение). Переживание после оценки взрослого. Аффект — первое звено в цепочке развертывающихся событий.
Взрослый помогает ребенку создавать нужный положительный образ будущего события, например, воспитатель в детском саду может потребовать немедленно привести в порядок помещение после игры или рассказать детям, как им будет приятно увидеть свою комнату чистой [17].
3.3 Развитие психических процессов в дошкольном возрасте
Говоря о психических процессах в дошкольном возрасте, мы имеем в виду развитие способов и средств ориентации. К способам ориентации в дошкольном возрасте можно отнести экспериментирование с новым материалом и моделированием.
· Экспериментирование в дошкольном возрасте тесно связано с практическими преобразованиями предметов и явлений. В процессе экспериментирования, как показали исследования Поддъякова, ребенок выделяет в объекте новые свойства и зависимости. Экспериментирование может осуществляться детьми мысленно, в результате этого ребенок получает новые, неожиданные знания. Развитию экспериментирования способствуют задачи «открытого типа», имеющие множество верных решений.
· Моделирование осуществляется в дошкольном возрасте в разных видах деятельности: игре, конструировании, рисовании, лепке и др. Благодаря моделированию, построению схем ребенок становится способным к опосредствованному решению познавательных задач. С помощью различных моделей и схем ребенок материализует математические, логические, пространственные, временные отношения.
В дошкольном возрасте ярко проявляются две категории знания:
1)Знания и умения, которыми ребенок овладевает без специально организованного обучения, в повседневном общении со взрослыми, в играх, наблюдениях, во время просмотра телевизионных передач;
2)Знания и умения, которые могут быть усвоены во время специального обучения.
По словам Д.Б. Эльконина, весь дошкольный возраст вращается, вокруг взрослого человека, его функций, его задач.
Американские авторы В. Ловенфильд и В. Ломберт Бритен считают, что художественное воспитание оказывает огромное влияние на развитие ребенка.
Как показали исследования А.В. Запорожца и Л.А. Венгера, развитие восприятия в дошкольном возрасте происходит на основе усвоения сенсорных эталонов. Несмотря на глубокое преобразующее значение изобразительной деятельности в развитии ребенка, ведущей в дошкольном возрасте остается сюжетн -ролевая игра. Сюжетно — ролевая игра — это деятельность по ориентации в смыслах человеческой деятельности.Развитая форма ролевой игры глубоко изучена в исследованиях Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина и др. Ее анализ позволяет понять особенности происхождения и развития игры, ее виды и строение у современных детей, живущих в обществах с низким уровнем социально — экономического развития.
Конструирование развивается в дошкольном возрасте благодаря наличию в детской жизни разнообразных дидактических пособий и игрушек. Современные дети создают различные модели и конструкции из строительного материала, деталей конструкторов, изготовляют подделки из бумаги.
А.Р. Лурия выявил особенности конструирования по модели. В модели составляющие ее элементы скрыты от восприятия ребенка. Ребенку необходимо воспроизвести модель из имеющегося у него строительного материала.
Н.Н. Поддъяков предложил конструирование по условиям. Взрослый в данном случае не дает образца, а лишь определяет условия, которым должна соответствовать постройка.
Л.А. Парамонова исследовала у детей дошкольного возраста конструирование по замыслу, осуществляющееся с учетом особенностей того материала, с которым ребенок действует. Больше всего для этой деятельности природный материал.
Помимо игры и изобразительной деятельности в дошкольном возрасте деятельностью становится восприятие сказки. К. Бюлер называл дошкольный возраст возрастом сказок. Это наиболее любимый ребенком литературный жанр.
Л.С. Выготский проанализировал две точки зрения, которые в детской и педагогической психологии относятся к понимаю роли волшебной сказки в жизни ребенка. Согласно первой точки зрения ребенок еще не дорос до научного мышления, но у него есть потребность понять мир. По словам Л.С. Выготского « сказка для ребенка — его философия, его наука, его искусство». Согласно второй точке зрения ребенок, развиваясь, в сокращенном виде повторяет историю человеческого рода.
Заключение
семья родительский воспитание дошкольник
В соответствии с поставленными целью и задачами подведем общие выводы нашей работы.
1. Личность является тем механизмом, который позволяет интегрировать свое «Я» и собственную жизнедеятельность, осуществлять нравственную оценку своих поступков, находить свое место не только в отдельной социальной группе, но и в жизни в целом, вырабатывать смысл своего существования, отказываться от одного в пользу другого.
2. Семья является интеллектуальным и посредническим звеном передачи ребенку социально-исторического опыта, и, прежде всего, опыта эмоциональных и демократических взаимоотношений между людьми, опыта отношения к явлениям, продуктам жизни.
Анализируя психолого- педагогическую литературу, было установлено, что семья представляет собой систему социального функционирования человека. Она обеспечивает своим членам экономическую, социальную и физическую безопасность, заботу о малолетних, престарелых и больных, условия для социализации подростков и, что важнее всего, объединяет своих членов чувством любви, общности и радости жизни. необходимо отметить, что разные стили семейного воспитания по- разному влияют на развитие детей. Несомненно, такие стили как авторитарный и попустительский ведут к нарушению развития и поведения ребенка. Как правило, у авторитарных родителей дети растут более агрессивные, но при этом часто не самостоятельные.
3. Дошкольный возраст является периодом интенсивного формирования психики на основе тех предпосылок, которые сложились в раннем детстве. По всем линиям психического развития возникают новообразования различной степени выраженности, характеризующиеся новыми свойствами и структурными особенностями. Происходят они благодаря многим факторам: речи и общению со взрослыми и сверстниками, различным формам познания и включению в различные виды деятельности (игровые, продуктивные, бытовые).
Наряду с новообразованиями, в развитии психофизиологических функций на основе индивидной организации возникают сложные социальные формы психики, такие, как личность и ее структурные элементы (характер, интересы и др.), субъекты общения, познания и деятельности и их основные компоненты — способности и склонности. Одновременно происходит дальнейшее развитие и социализация индивидной организации, в наибольшей степени выраженные на психофизиологическом уровне, в познавательных функциях и психомоторике. Формируются новые психические функции, точнее, новые уровни, которым благодаря усвоению речи становятся присущи новые свойства, позволяющие ребенку адаптироваться к социальным условиям и требованиям жизни.
Список литературы
1. Анисимович О.В. «Помощь родителям в воспитании ребенка. Беседы с психологом» Издательство: Сибирское университетское изд-во, 2008 г.- 159с.
2. Богословский В.В., Степанов А.А., Виноградова А.Д. «Общая психология»; Учеб. пособие для студентов пед. Институтов. Под ред. В.В.Богословского и др. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1981- 383 с., ил.
3. Волков Б.С.; Волкова Н.В. «Психология развития человека». Учебное пособие для вузов 2004 — 224 с.
4. Грамши А. « Избранные произведения», т. 2, 1957, с. 63, т. 3, 1959, 137—38с.
5. Мясищева В.Н. « Структура личности в Отечественной психологии ». Часть 1.Концепция личности В.Н. Мясищева (психология отношений).
6. Петровский А.В.; Брушинский А.В.; Зинченко В.П. «Общая психология»: под ред. Петровского А.В. — 3-е изд., М: Просвящение 1986 — 464с.
7. Панкратов В.; Щербина Л. Журнал «Улыбнись на счастье».
8. Сухомлинский В.А. «О воспитании» — Москва: Политическая литература, 1982 — с.270.
9. Сластенин В.А. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. Учеб. Заведений/Сластенин В.А.- 3-е изд., стереотип — М.: Издательский центр «Академия», 2004- 576 c.
10. Харламов И.Ф. «Педагогика» Учебное пособие для педагогических вузов -М.: Гардарики, 1999. — 520с.
11. Фонвизин Д.И. «Проблема воспитания и воспитанности».
12. Эриксон Э. «Теория развития личности». Идентичность: юность и кризис. — М.: Знание, 1996.
13. Юнг К.Г. и Артур и Вадим Петровских «Развитие личности ребенка».
14. http://www.tvoyrebenok.ru/detsko-roditelskie-otnosheniya.shtml.
15. http://vocabulary.ru/dictionary/25/symbol/203.
16. http://club-eva.ru/2012/05/chto-takoe-semya/.
17. http://www.b17.ru/article/7755/.
18. http://www.psychol-ok.ru/lib/intpsy/intpsy2009/intpsy080509.html.
19.http://www.komi.com/Baby/Psychologist/Literature/Harris/02.html.
20. http://psymania.info/femil/shilov/pedagogika.php.