Научное осмысление и теоретическое обоснование принципов государственного управления исходит из анализа сущности самого явления. В литературе называется разнообразное количество принципов (Г. Эмерсон — девять, А. Файоль — четырнадцать, Ф. Тейлор — десять, Д. Карнеги – двадцать девять, М. Вебер — пять и т. д.). Но это вовсе не означает, что все они или некоторые из них применяются в управлении и влияют на него.
Не следует отбрасывать и лучшие образцы управленческой науки советского периода, так как понятно, что такие политико-правовые принципы государственного управления как коллегиальность и единоначалие, научность, экономичность и эффективность, плановость, подбор и расстановка кадров имеют чрезвычайное значение и успешно функционируют в новой модели. А организационные принципы — отраслевой и территориальный — совместно с новыми составляют единую систему принципов государственного управления РФ.
Опыт передовых стран, в частности американский и европейский, ведь собственно модель, система и принципы государственного управления в условиях функционирования демократического государства, с социально ориентированной рыночной экономикой сформировались именно там. А потому не учитывать мысли и идеи, сформулированные в трудах Отто Майера, Анри Файоля, Леонарда Уайта, Фредерика Тейлора, Дуайта Валдо, Честера Бернарда, Герберта Саймона и многих других, просто невозможно.
Обоснование принципов нового государственного управления в РФ, их систематизация и разработка конкретных механизмов является научной проблемой, требующей дальнейших исследований.
Г.В. Атаманчук также отмечает, что процесс выявления и обоснования принципов государственного управления должен отвечать следующим требованиям:
а) отражать не любые, а только наиболее существенные, главные, объективно необходимые закономерности, отношения и взаимосвязи государственного управления;
б) характеризовать только стали закономерности, отношения и взаимосвязи в государственном управлении;
в) охватывать преимущественно такие закономерности, отношения и взаимосвязи, присущие государственному управлению как целостном социальному явлению, то есть имеют общий, а не частичный характер;
г) отражать специфику государственного управления, его отличие от других видов управления.
Понятие «принцип государственного управления» призван отражать закономерности, объективно существуют в государственном управлении и имеют особое значение для его организации и осуществления.
Принципы государственного управления — это фундаментальные истины, закономерности, руководящие правила, основные положения, нормы поведения, выраженные в виде определенного научного положения, закрепленного в основном в правовой форме, которого должны придерживаться органы государственного управления и государственные служащие в своей деятельности.
Принципы государственного управления — это его положительные закономерности, опознаны наукой и практикой, закрепленные в правовых нормах или есть обобщением действующих юридических правил государства.
Принято выделять следующие группы принципов государственного управления:
1) социально-политические — демократизм, участие населения в управленческой деятельности (народность) равноправие лиц разных национальностей; равенство всех перед законом; законность; гласность и учета общественного мнения; объективность.
2) принципы построения аппарата государственного управления — отраслевой, функциональный, территориальный.
3) принципы функционирования (деятельности) аппарата государственного управления — нормативность деятельности, единоначалие, коллегиальность, разделение управленческого труда; ответственность за принятые решения, оперативность, самостоятельность предлагают такую систематизацию принципов:
— общие — принципы системности, объективности, саморегулирования, обратной связи, оптимальности, информационной достаточности, демократизма, гласности, состязательности, стимулирования;
— частичные — принципы, применяемые в различных подсистемах или общественных сферах (экономической, социально-политической, духовной), и принципы, применяемые при анализе различных общественных явлений, организаций, институтов;
— организационно-технологические — единое начало, сочетание государственного, регионального и местного управления, конкретности, распределения труда, скалярное принцип, принцип иерархии, единства распорядительства, делегирования полномочий, диапазона полномочий.
Г.В. Атаманчук предложил такую систематизацию принципов государственного управления:
1) общественно-политические;
2) функционально-структурные;
3) организационно-структурные;
4) принципы государственно-управленческой деятельности.
Еще один подход, подобный предыдущему, предложили Н.С. Нижник и А.П. Машков:
1) общественно-политические принципы;
2) структурные принципы;
3) принципы государственно-управленческой деятельности.
Итак, существует много различных подходов к систематизации принципов государственного управления, свидетельствует о больших трудностях в выделении систематизационных основ.
Стили государственного управления
- Данила Тетерин
- Государственное и муниципальное управление

Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/

Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Данила Тетерин
Десять лет назад закончил СурГУ, факультет юриспруденции. Сейчас преподаю в колледже, а в свободное время подрабатываю на сайте «Диплом777» - решаю контрольные работы, пишу рефераты и помогаю в написании курсовых работ по праву. По специальности работаю пять лет, уже создал 6 научных статей и две монографии. Люблю узнавать что-то новое и делиться полученными знаниями со студентами.