"Стихотворения в прозе" И. С. Тургенева в психологическом аспекте - курсовая работа готовая
Приём заказов:
Круглосуточно
Москва
ул. Никольская, д. 10.
Ежедневно 8:00–20:00
Звонок бесплатный

«Стихотворения в прозе» И. С. Тургенева в психологическом аспекте

Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url:
Логотип сайта компании Диплом777
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание

В XIX веке появились условия, благоприятствующие развитию психологизма. Повышается ценность личности и при этом возрастает мера ее идейной и нравственной ответственности, усложняется сам исторически складывающийся тип личности. Развивается и становится более сложным мышление человека о мире: появляется большое количество нравственных, политических, философских теорий и систем, часто сложных и внутренне противоречивых. Увеличивается и обогащается духовная культура человека. Все эти процессы способствуют развитию психологизма.
Благодаря активно развивающейся нравственно-духовной проблематике русской литературы XIX века психологизм становится одним из способов описания портрета личности героя.
Особенно полно и органично психологизм как эстетический принцип воплотился в романтизме, который во главу угла поставил самоценность и саморазвитие внутреннего мира личности. Но гносеологическую почву романтизма составлял субъективизм. В «романтическом искусстве», писал Гегель, «субъективность представляет собой понятие духа, идеально по себе сущего, отступающего из внешней сферы в сферу бытия внутреннего, поэтому дух больше не составляет здесь неразрывного единства со своей телесностью». «В целом принцип субъективности связан с одной стороны с необходимостью отказаться от непосредственного единства духа с его телесностью и фиксировать телесное более или менее отрицательно, чтобы извлечь внутреннее из внешнего, с другой стороны, дать возможность проявляться обособленному в его многообразии, расщеплении и движения как духовного, так и чувственного начала». «Романтическая литература» «более чем какое-либо другое искусство, способна раскрыть полноту известных обстоятельств, известную последовательность — смену душевных движений, страстей, представлений и замкнутый круг моментов известного действия» [Гегель 1992, c. 303].
В отличие от классицизма именно неискоренимая противоречивость составляет в романтизме важнейшее и неотъемлемое качество внутреннего мира человека, источник его непрерывного движения и развития. Вместе с тем «романтизм рассматривал внутреннюю жизнь человека имманентно, фактически вне и независимо от ее чувственно-практического выражения и конкретно-исторически обусловленных действий и поступков героя, а также влияния внешней среды» [Хализев 2000, c. 116]. В этом заключалась его существенная ограниченность и односторонность. Влияние внешних условий и саморазвитие личности оказывались разомкнутыми в романтизме.
В.Е. Хализев утверждает, что «гносеологическую почву реализма в искусстве составляло безусловное признание художником существования внешнего мира вне и независимо от человека и признание зависимости от этого мира человека с его сложной духовной жизнью» [Хализев 2000, c. 121]. Исходя из этого, реализм показал социально-историческую детерминированность характера в целом и одновременно самодвижение и саморазвитие внутреннего мира человека (включая психологию), его относительную независимость и самостоятельность. «В органическом сочетании двух этих моментов заключалась главная эстетическая сила и художественная привлекательность реализма, его качественное своеобразие и вместе с тем итоговый характер по отношению к предыдущим этапам в развитии искусства (прежде всего по отношению к романизму)» [Иезуитов 1978, c. 70] .
И.В. Козлик в своей книге «В поэтическом мире Ф.И. Тютчева» пишет о том, что именно в творчестве таких великих романтиков как поздний Пушкин, Лермонтов, Тютчев, Некрасов, Фет, Толстой, Достоевский, такая исконная черта как психологичность, превратилась в осознанный эстетический принцип – психологизм. Психологизм моделирует динамику душевной жизни человека, психические состояния в его душе и сознании. Он позволяет «найти способ, канал» для соединения «истинной, чуть ли не непостижимой» действительности внутреннего мира души и «существующей действительности» [Козлик 1997, c. 28].
Выдающийся филолог и литературовед Л.Я. Гинсбург считает, что «совершенно закономерно то, что психологизм затрагивает сферу художественного метода, формы, стиля произведения, а также характеризует специфику мировосприятия, мироотношения художника, особенности его идейно-эстетических установок» [Гинзбург 1971, c.65]. А.Б. Есин подчеркивает: « Являясь идейно-художественным качеством произведения, сформировавшимся в роли структурной доминанты на определенном этапе развития литературы, психологизм свойственен только определенной разновидности художественных систем, которые представляют собой практическое воплощение психологического способа виденья и художественного освоения действительности» [Есин 2011, c. 32].
По мнению ученого-филолога М.М. Бахтина, формирование психологизма как качественного нового явления в русской литературе XIX века происходило на основе новаторского использования писателями природных резервов слова, его исконной диалогичности. Как писал М. М. Бахтин, «с одной стороны, слово рождается в диалоге как его живая реплика и затем формируется в диалогическом взаимодействии с чужим словом в предмете, и, с другой стороны, оно направлено на ответ и не может избежать глубокого влияния предвосхищаемого ответного слова» [Бахтин 1975, c. 93].
По мнению отечественных литературоведов,в истории русской литературы возникновение такой разновидности поэтического мироотношения связано с появлением романтизма, а также с развитием и утверждением реалистического метода. Так об этом пишет И.В. Козлик: «В условиях этого метода стремление художника к наблюдению над самим собой, самоуглубление было связано с познанием литературой социальных отношений людей и сущности человека» [Козлик 1997, c. 12]. Романтики и реалисты рассмотрели самоценность и автономность внутреннего мира человека, его непростую внутреннюю динамику, осознали его как неоднозначный, противоречивый, многообразный процесс. Следует отметить, что обращение к внутреннему миру личности не случайно, оно отражало насущные тенденции русского общества.
Таким образом, благодаря русскому художественному психологизму XIX века у мировой литературы появилась традиция «объемного изображения внутреннего мира героя»: использование психологического анализа, как способа постижения психики личности, одновременно в ее многоэлементности, разноуровневости и слитности [Есин 2011], позволило ярко и полно изобразить формирование личности и ее нравственно-духовные искания.

Данная работа не уникальна. Ее можно использовать, как базу для подготовки к вашему проекту.

Арина Потапова
Арина Потапова
Меня зовут Арина Потапова, мне 37 лет, работаю преподавателем в институте. Закончила ОГУ, факультет социально-гуманитарных инноваций и массмедиа. По специальности работаю 8 лет, написала 10 научный статей, работаю над присвоением степени кандидата наук. В свободное время подрабатываю на сайте «Диплом777», пишу курсовые и дипломные работы. Очень довольная основной работой и сотрудничеством с вашей компанией, поскольку могу заниматься любимым делом и получать за это хорошие деньги.
Поделиться курсовой работой:
Поделиться в telegram
Поделиться в whatsapp
Поделиться в skype
Поделиться в vk
Поделиться в odnoklassniki
Поделиться в facebook
Поделиться в twitter
Похожие статьи
Раздаточный материал для дипломной работы образец

Когда студент выходит на защиту перед экзаменационной комиссией, ему требуется подготовить все необходимые материалы, которые могут повысить шансы на получение высокого балла. Один из таких

Читать полностью ➜
Задание на дипломную работу образец заполнения

Дипломная — это своеобразная заключительная работа, которая демонстрирует все приобретенные студентом знания во время обучения в определенном вузе. В зависимости от специализации к исследовательским работам

Читать полностью ➜