По – своему стимулировали развитие телевидения командно – административные меры. Так в 1958 году были приняты 2 постановления ЦК КПБ: «Об улучшении радиовещания и телевидения в республике» и «О работе Минской студии телевидения». Основной вопрос, который предстояло решить — это подготовка квалифицированных кадров – операторов, журналистов, режиссеров. А также требовалось оснастить главную белорусскую телестудию всеми необходимыми средствами – от машин до помещений.
В тех же постановлениях речь шла и об идейном содержании самих передач, говорилось о необходимости шире раскрывать такие темы, как борьба трудящихся республики за дальнейшее восстановление промышленности или работа тружеников сельского хозяйства, и другие основополагающие темы советских средств массовой информации и пропаганды [3].
Кстати, на тесное сотрудничество нового СМИ с прессой также указывали правительственные документы. ЦК призывал публиковать в республиканских газетах квалифицированные статьи и рецензии на содержание и качестве телевизионных передач, а также помещать отзывы телезрителей о работе студии. Партийный контроль был повседневным. Вырабатывались определенные требования к работе МСТ, корректировались направления деятельности. А тем временем телевидение обретало массовость.
Белорусское телевидение начало работать 1 января 1956 года. Передачи велись из Минской телестудии, объем вещания составлял 2 – 3 часа в сутки. Вначале программа состояла из концертных номеров и спектаклей, снятых на кинопленку и присланных из Москвы, а также кинофильмов и киножурналов местного проката [2].
В 1961 году Минск был соединен радиорелейной линией с Москвой. И в Беларусь пришла первая программа Центрального телевидения. Этот факт безусловно разнообразил телевизионное меню советского человека. Но и отразился на работе белорусских журналистов также. Теперь они работали, как будто с оглядкой на московских коллег. Так как ЦТ было лучше оснащено и опыт у журналистов первой всесоюзной студии был больше, их работа и выступала примером направления, в котором нужно двигаться. В это время зародились первые связи с телестудиями соседних, братских республик, особенно тесными они были с Литвой. 12 сентября впервые проводилась межреспубликанская перекличка Минск – Вильнюс. А 4 октября Минск включился в «Эстафету новостей» [12].
Когда в 1961 году телевизионная сетка СССР была соединена с системой Интервидения и Евровидения, передачи, выпускаемые белорусскими тележурналистами, смогли увидеть и в других странах социалистического содружества. Передачи под названиями «Беларускі балет», «Дваццаць мірных гадоў», посвященную двадцатилетию Победы, телефильмы «Тры волаты» – про машины Белорусского автозавода, «есць такі горад – Салігорск» пользовались особенной популярностью у зрителей соседних государств [2].
На популярность и, конечно, качество белорусского телеэфира повлияло и то, что в 1965 г. была создана редакция «Телефильм», которая начала производство документальных и художественных фильмов, а также запись концертных программ. «Телефильм стал классическим жанром и самым полным отражением современности на экране» [1], которое только могло быть в те времена.
Неисчерпаемой темой на телевидении на многие послевоенные годы стала Победа в Великой Отечественной войне. Так, например, к 20 – летию освобождения страны от фашистских захватчиков было приурочено прямое включение на полтора часа из Брестской крепости, в котором приняли участие ее защитники и лауреат Ленинской премии Сергей Смирнов. Вскоре эту передачу записали на видеопленке и передали во Владивосток, откуда она распространилась по всему Союзу [2].
Увеличивались объемы производства собственной телепродукции. Если в 1956 г. вышло всего 130 часов передач, сделанных в Беларуси, то уже в середине шестидесятых – почти в пять раз больше. В марте 1967 г. была запущена новая волна строительства. Вскоре в районе Петрикова появилась мощная ретрансляционная телевизионная станция, предназначенная для обеспечения телевидением юга республики. И это было только началом «большой стройки». В 1969 году было объявлено о запуске строительства аппаратно – студийного комплекса в Минске и других производственных помещений [13,14].
Ожидаемым событием стала, организованная уже в 1967 году, передача цветной программы ЦТ. На Минской же телестудии (которую переименовали в 1964 г. в студию Белорусского телевидения) собственные передачи в цвете появились только в 1974 г. [15].
Большое внимание белорусское телевидение уделяло работе со своей аудиторией. Эта традиция, вероятно, была заимствована у советской прессы, где была налажена крепкая связь со своими читателями, которые не только внимательно следили за материалами партийной периодики, но и выступали на ее страницах в качестве корреспондентов. Среди популярных форм обратной связи на телевидении 60 – х можно выделить письма телезрителей и конференции, которые проводились с советской аудиторией на заводах, в учреждениях, на селе.
Только в 1969 г. состоялись встречи с телезрителями, организованные НМО (Научно – методический отдел, ранее – Главная редакция писем и массовой работы при Госкомитете СМ БССР по радиовещанию и телевидению), на Минском камвольном комбинате, на Могилевском металлургическом заводе, во Дворце культуры автозавода в Жодино и ряде других организаций; состоялись встречи со студентами Политехнического института по вопросам обсуждения молодежной телепрограммы «Твой современник» и т.д. Создаются общественные советы при всех главных учреждениях (где – то около десяти на тот момент). Все это помогало БТ узнавать реальное мнение общественности о той или иной передаче [16].
«Знание телеаудитории, ее требований и запросов помогало правильно строить телевизионную пропаганду, повышать ее эффективность.
Материалы исследований, проведенных БТ в конце 1960 – х гг., полностью ответили на вопросы:
– кто смотрит передачи?
– в какое время собирается наибольшее количество зрителей?
– какие передачи пользуются наибольшей популярностью?
– какой себе представляют телевизионную программу телезрители?
Многие материалы и предложения, рекомендации НМО, его практическая работа в целом сыграли определенную роль в улучшении содержания, художественного мастерства и программировании телепередач» [4].
В ходе написания 1 главы, был выполнен обзор литературных источников. Который показал процесс развития Советского телевидения в общем, и Белорусского, в частности. Основными выводами можно считать то, что именно общее развитие Советского телевидения положило начало формированию телевидения в республиках Союза. Тем не менее можно считать, что телевидение и тележурналистика в Белорусской ССР — это целая эпоха и отдельная ветвь в истории телевидения.
В следующей главе рассмотрим основные принципы становления тележурналистики, а также сделаем анализ телевизионных передач на Белорусском телевидении в 60 – е годы XX века.
Становление телевещания в Беларуси в 1960-е года
- Арина Потапова
- Журналистика
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Арина Потапова
Меня зовут Арина Потапова, мне 37 лет, работаю преподавателем в институте. Закончила ОГУ, факультет социально-гуманитарных инноваций и массмедиа. По специальности работаю 8 лет, написала 10 научный статей, работаю над присвоением степени кандидата наук. В свободное время подрабатываю на сайте «Диплом777», пишу курсовые и дипломные работы. Очень довольная основной работой и сотрудничеством с вашей компанией, поскольку могу заниматься любимым делом и получать за это хорошие деньги.