В современных условиях региональные налоги становятся одним из важнейших рычагов, которые призваны обеспечить регионы финансовыми ресурсами, необходимыми для решения важнейших экономических и социальных задач, они являются основной базой формирования доходов региональных бюджетов государства, вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов РФ в соответствии с НК РФ и законами субъектов РФ о налогах [16, с. 155].
В зависимости от порядка взимания налоги можно разделить на две основные категории: прямые и косвенные. Прямые налоги начисляются непосредственно на доход либо стоимость имущества налогоплательщика. Косвенные налоги включаются в стоимость товаров услуг и работ. Фактически их уплачивает покупатель продукции, а продавец выступает в роли посредника между косвенным налогом и государством,
В настоящее время соотношение прямых и косвенных налогов в нашей стране неодинаково. Может быть, как раз историческая память, когда российский народ находился под гнётом долгое время, повлияла на такую особенность. Когда проще платить не прямые налоги с доходов, имущества, а косвенные, «незаметные» налоги.
Комплексный характер налогов предопределяет не только разную природу налогов, но и свою систему принципов налогообложения (приложение А) [9, с. 65].
Помимо принципов налогообложения, можно выделить и определенный спектр функций, которые выполняют налоги [13, с. 65]:
фискальная;
регулирующая;
распределительная;
стимулирующая;
социальная.
Налоговая система РФ выполняют важную функцию бюджетного регулирования. Так, расширение самостоятельности и ответственности национально-государственных и административно-территориальных образования России в процессе решения социально-экономических проблем полностью сопровождаются укреплением их финансовой базы [8, с. 71].
При осуществлении воздействия на экономику с помощью налоговой политики государство ставит перед собой следующие цели:
постоянный устойчивый экономический рост;
стабильность цен на товары и услуги;
занятость трудоспособного населения, борьба с безработицей;
обеспечение определённого минимального уровня доходов населения;
обеспечение социальной политики, удовлетворение потребностей граждан в первую очередь пенсионеров, инвалидов, многодетных;
равновесие во внешнеэкономической деятельности.
Для более полного изучения становления современной налоговой системы РФ проведем анализ экономического развития России 1997-2018 гг. по данным Центрального банка РФ.
1997 г. – оживление. Произошел рост промышленного производства, он составил 1,5% за год. Объем ВВП по сравнению с 1996 увеличился на 0,4%. Стабилизировалась жизнь населения: произошел рост доходов, возросла заработная плата населения. Численность населения, имеющая доходы меньше прожиточного минимума сократилась.
г. – спад. Процессы, характеризовавшие состояние экономики, складывались под влиянием финансового кризиса, а также неблагоприятной конъюнктуры мирового рынка. Произошло проявление макроэкономической нестабильности: снизился рост ВВП, ухудшилось состояние предприятий, уровень жизнь населения пал. Ухудшение финансового состояния предприятий в совокупности с ограничением банковского кредитования, привело к сокращению инвестиций в основной капитал. Произошедшие события 1998 г, привели к изменению внешнеэкономического положения страны. Произошла девальвация рубля, вследствие падения цен на нефть, газ, которые в то время составляли основную часть дохода российского правительства. За чертой бедности оказалась 23,8% общей численности населения.
1999 г. – оживление. Произошло увеличение макроэкономической ситуации. В течение 1999 г. увеличились благоприятные условия для развития производства, произошло оживление инвестиционной активности предприятия, улучшилось их финансовое положение. Улучшение производственных показателей способствовало росту доходов населения.
2000-2008 гг. – подъем. В российской экономике в этот период произошла положительная динамика макроэкономических показателей. Благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура способствовала улучшению состояния платежного баланса России. Произошло ускорение роста ВВП и инвестиций в основной капитал. Продолжался экономический рост, при этом инфляция сокращалась. В период 2000-2008 гг. сократилась доля населения с доходами ниже прожиточного уровня. Мировые цены на нефть достигли многолетнего максимума.
2008-2009 гг. – спад. Внешнее положение российской экономики резко ухудшилось. Произошло значительное снижение экономического роста как России, так и основных торговых партнеров. Нарушение стабилизации цен на нефть, рост оттока капитала из России, привели к ослаблению рубля. Внешняя торговля Российской Федерации с другими странами ухудшилась. Также высокими темпами росла численность безработного населения.
2010-2011 гг. – оживление. Российская экономика проходит стадию восстановления после мирового финансового кризиса. Происходит возобновление численности занятого населения, но уровень, который до кризиса был – не достигнут.
2012 г. – депрессия. Рост производства основных видов деятельности сократился, вследствие чего снизился рост инвестиционной активности. Наблюдается фаза депрессии, когда на фоне начавшегося оживления экономика России входит в фазу спада. В целом, ситуация в стране выглядит стабильной.
2013-2015 гг. – спад. В 2013 году рост экономического роста снизился, уровень ВВП сократился до 1,3% по сравнению с 2012 – 3,4%. Наблюдается сокращение занятого населения. В 2014 году в отношении России были введены санкции, при снижении цен на нефть произошло ослабление рубля. Объем ВВП в 2015 сократился на 3,7%. Произошло сокращение объемов производства, ослабление рубля привело к росту цен.
2016-2018 г. – депрессия-оживление. Продолжается адаптация России к низким ценам на нефть. Происходит снижение инфляции в условиях укрепления рубля. Объем производства постепенно увеличивается. Факторы характеризуют, что после спада 2013-2015 гг. экономика России перешла к фазе депрессии в первые месяцы, однако в последующие месяцы экономика страны постепенно переходит к фазе оживления.
Таким образом, современная налоговая система предусматривает уплату федеральных, региональных, местных налогов, а также специальных налоговых режимов. Основной чертой налогов является односторонний характер их установления. Налоги взыскиваются для того чтобы покрывать общественные потребности, которые встают отдельно от личных потребностей определенного налогоплательщика.
Становление, развитие и проблемы налоговой системы Российской Федерации
- Дмитрий Лазарев
- Деньги
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Дмитрий Лазарев
Закончил Тульский государственный университет. Учился на факультете экономики. Преподаю около 10 лет, мой послужной список насчитывает 10 научных статей, 3 монографии и 1 диссертацию. Люблю свою работу и хочу делиться знаниями с подрастающим поколением, поэтому помимо преподавания сотрудничаю с компанией «Диплом777» и помогаю студентам в написании контрольных, курсовых и дипломных работ.