Студент должен учитывать то, что на последующих этапах эволюции отдельных элементов административной юстиции специальные административные юрисдикции развивались по трем путям: 1) общие суды рассматривали весьма ограниченное число административных споров, перечень которого формировался строго в соответствии с законодательством; 2) устанавливался обычный инстанционный порядок обжалования актов и действий администрации; 3) продолжали развиваться некоторые специальные юрисдикции, к примеру, такие как арбитражные комиссии, которые в начале 30-х годов становятся государственным арбитражем.
На втором этапе (1924 – 1977) в советском праве происходит окончательное утверждение системы административного обжалования. Ее общий принцип: административные действия публично-правового характера не могут обжаловаться в общих судах или квази-судебных органах, то есть решение всех споров в управленческой сфере занимается непосредственно администрация в порядке инстанционного обжалования.
В связи с тем, что расширилась компетенция общего суда по контролю законность в управлении в научной литературе начала 60-х годов вполне логично представлена двумя вопросами: 1) относится ли к административной юстиции деятельность судов, в рамках которой разрешаются административно-правовые споры? 2) имеются ли элементы административного процесса в разрешении судами административных дел?
В качестве одной из первых солидных работ, посвященных проблемам административной юстиции, в которой делается попытка дать утвердительный ответ на эти вопросы, было исследование Н.Г.Салищевой. Административный процесс в СССР. М., 1964. Данную работу стали использовать в качестве одной из важнейших теоретических основ возрождающейся в послевоенный период школы административной юстиции. В рамках своего исследования Н.Г. Салищева предлагает понимание административной юстиции в СССР в качестве особого вида деятельности общих судов, которые разрешают споры в сфере государственного управления и тем самым призваны осуществлять правосудие по делам, которые вытекают из административно-правовых отношений. Руководствуясь таким пониманием административной юстиции, автор приходит к выводу о существовании и развитии ее элементов в СССР.
Для третьего этапа (1977 – 1993) характерно то, что в Конституции было закреплено общее правило судебной защиты от неправомерных действий и актов исполнительных органов власти, а также были приняты законы, которые конкретизировали конституционное право на судебное обжалование административных актов.
В 1987 г. произошло принятие Закона СССР «О порядке обжалования в суд неправомерных действий должностных лиц, ущемляющих права граждан». Согласно Конституции им установлено общее правило: у гражданина есть право на обжалование в суде любого действия должностных лиц, кроме тех, которые согласно уголовно-процессуальному, гражданско-процессуальному законодательству установлен иной порядок обжалования. Однако правовое оформление данного закона было несовершенным.
Становление института административной юстиции в рф
- 2020-05-18
- Данила Тетерин
- Государственное и муниципальное управление
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Данила Тетерин
Десять лет назад закончил СурГУ, факультет юриспруденции. Сейчас преподаю в колледже, а в свободное время подрабатываю на сайте «Диплом777» - решаю контрольные работы, пишу рефераты и помогаю в написании курсовых работ по праву. По специальности работаю пять лет, уже создал 6 научных статей и две монографии. Люблю узнавать что-то новое и делиться полученными знаниями со студентами.