Приём заказов:
Круглосуточно
Москва
ул. Никольская, д. 10.
Ежедневно 8:00–20:00
Звонок бесплатный

Средства экологического образования детей старшего дошкольного возраста

Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url:
Логотип сайта компании Диплом777
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание

Дошкольный возраст наиболее ценный этап в развитии экологической культуры личности. Именно в это время следует закладывать нравственные основы, развивать чувство прекрасного, умение видеть красоту природы. Экологическое образование — составная часть нравственного воспитания. Поэтому, под экологическим воспитанием понимается единство экологического сознания и поведения, гармонизации человека с природой. На формирование экологического сознания оказывают влияние экологические знания и убеждения. Экологические представления формируются у старших дошкольников в первую очередь на занятиях.
Знание, переведенные в убеждения, формируют экологическое сознание. Экологическая поведение состоит из отдельных поступков (совокупность этапов, конкретных действий, умений и навыков) и отношения человека к поступкам, на которые оказывают влияние цели и мотивы человека. В сущности экологического образования есть две стороны:
первая — экологическое сознание;
вторая — экологическая поведение.
Экологическое образование осуществляется на всех этапах обучения в ДОУ, на каждом из которых определяется соответствующая цель, задачи, подбирается соответствующая методика, учитываются возрастные особенности детей.
Цель экологического образования — формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое происходит в условиях ее экологического осознания [16, с.68].
Экологическое образование и воспитание — важный аспект гуманизации, предполагающий преодоление потребительского отношения к природе, экологического невежества и направлен, в конечном счете, на предотвращение угрозы глобальной экологической катастрофы.
Главная цель экологического образования заключается в создании и обеспечении на протяжении всей жизни личности условий становления и развития экологической культуры, как формы регуляции взаимодействия человека с природой.
Именно в этот период устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Закладывается фундамент здоровья.
«Детство – время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребёнка», – делает вывод 28, c. 76]. Развитие основ экологической культуры есть результат образования, который выражается в умении ребенка достигать гармоничных отношений с окружающим миром и самим собой.
Таким образом, рассмотрев возрастные особенности старших дошкольников в формировании экологической культуры, мы, придерживаясь мнения Н. Вересова, пришли к выводу, что дети проявляют интерес к объектам окружающего мира, условиям жизни людей, растений, животных, способны оценивать их состояние с позиции «хорошо – плохо»; с желанием участвуют в экологически ориентированной деятельности; эмоционально реагируют при встрече с прекрасным и пытаются передать свои чувства в доступных видах творчества (рассказ, рисунок и т. п.); стараются выполнить правила поведения на улице, в транспорте во время прогулок и др.; проявляют готовность оказать помощь нуждающимся в ней людям, животным, растениям; пытаются контролировать своё поведение, поступки, чтобы не причинить вреда окружающей среде, следовательно, дети имеют характерные предпосылки к освоению основ экологической культуры.
Содержание действующих программ позволяет сформировать у детей элементарные естественные и природоохранные представления и понятия, выработать отдельные природоохранные умения и навыки, раскрыть взаимосвязи между неживой и живой природой, природой и человеком.
Дети должны понять, что человек – неотъемлемая составная часть природы, что именно он в своей деятельности влияет на окружающую среду и влияние ее может быть как положительным, так и отрицательным [9, с.45].
Одной из главных задач является формирование в сознании человека представления о неотъемлемом единстве человека с природой, их взаимного влияния друг на друга и неоспоримой ответственности человека за состояние природы, общую экологическую ситуацию на земле. Общеизвестно, что чем большими талантами обладает человек, тем больше требований к нему со стороны общества.
Аналогично обстоит дело с людьми в эволюционной лестнице: им даны выдающиеся способности, опирающиеся на познавательную активность разума. Никто больше на Земле не имеет таких талантов.
А, следовательно, человек — единственный, кто несет полную ответственность за ситуацию, складывающуюся на нашей планете, за безопасность и процветание всего, что присутствует на земле.
Теоретическое обоснование этого понятия, уточнение его основного содержания носит в научных кругах дискуссионный характер, конструктивный диалог между представителями различных наук в итоге должен привести к общему знаменателю, а именно к выработке всеми принимаемого определения понятия экологическая культура.

Picture of Илья Бирюков
Илья Бирюков
Окончил РГУНГ, факультет химической технологии и экологии. Работаю преподавателем на кафедре экологии уже 18 лет. Очень люблю свою профессию, поскольку тема охраны окружающей природной среды сейчас очень актуальна. Написал 10 научных статей и 3 диссертации. С удовольствием делюсь своими знаниями с подрастающим поколением и хочу сделать их экологически образованными. Поэтому и решил кроме работы в вузе, помогать студентам и на сайте «Диплом777».