Экономический анализ является неотъемлемой частью и одним из основных элементов логики бюджетного планирования. Суть этого метода заключается в том, что экономический процесс или явление подразделяется на его составляющие, и раскрываются связи и влияние этих частей друг на друга и на ход развития всего процесса. Анализ показывает сущность такого процесса, определяет характер его изменения в прогнозируемом (плановом) периоде и всесторонне оценивает возможности и пути достижения поставленных целей.
Без анализа текущего исполнения бюджета процесс планирования принципиально невозможен, поэтому метод экономического анализа используется на всех этапах бюджетного процесса. Это можно использовать для определения уровня исполнения бюджета за прошедший период и для обеспечения ожидаемой оценки исполнения бюджета в финансовом году. На этапе разработки основное внимание в аналитической работе уделяется выявлению резервов для увеличения доходов бюджета и определению мер по повышению эффективности распределения и использования бюджетных средств.
Индексный метод в России применяют довольно часто. Его суть состоит в составлении анализа тенденций уровня инфляции, реальных доходов, уровня действительной оплаты труда и пр. Соответственно, индексы, которые получают путем сравнивания статистических данных, применяют в дальнейшем для составления мониторинга и последующего расчета несоизмеримых индексов [13, c. 18].
Применение этого метода в России обусловлено развитием рыночных отношений и наличием инфляционных процессов. Однако использование этого метода является законным только в том случае, если существует доверие к объективности основных показателей. В наших условиях по отношению к доходам его использование является вынужденным, но несколько оправданным. С точки зрения расходов, индексация расходов в предыдущем финансовом году явно переносит ошибки в распределение бюджетных ресурсов в новом финансовом периоде.
Другим популярным методом бюджетного планирования в России на сегодняшний момент является нормативный метод. Он основывается на системе норм и нормативов, используемых для расчета целого ряда показателей. Можно выделить следующие нормы и нормативы: федеральные; региональные; местные; отраслевые; групповые; внутренние (нормы и нормативы предприятий) [13, c. 19]. Нормы и нормативы рассчитываются и определяются расчетно-аналитическим способом. Для наиболее точных подсчетов применяют имеющуюся техническую документацию с учетом нововведений в науке и технике, таким образом, получая самый точный расчет из всех возможных.
Этот метод обладает следующими преимуществами:
1) простота расчетов, однозначность получаемых результатов;
2) унифицированный подход к различным учреждениям и организациям.
Балансовый метод представляет собой расчет прибыли и расхода бюджетных средств, которые распределяются между получателями бюджета на всех уровнях и этапах по намеченным периодам. Ключевую роль в данном методе играет материальный баланс. Сущность данного метода заключается в увязке потребностей страны в различных видах продукции, материальных, трудовых и финансовых ресурсов с возможностями производства продукции и источниками ресурсов [13, c. 20].
По сравнению с остальными вышеперечисленными методами программно-целевой является сравнительно новым. Хотя известен он давно, но на практике применяться стал относительно недавно. Он тесно связан как с балансовым, так и нормативным способами планирования бюджета. Основное его назначение заключается в разработке государственных программ. С помощью данного метода реализуется принцип комплексного и приоритетного планирования. Программы увязывают по средствам, сырью, времени их реализации или же исполнителям. Зачастую это больше напоминает рекомендацию, но важные программы, особенно касающиеся научно-технического прогресса, утверждаются для последующего исполнения. Реализация таких программ финансируется через государственную экономическую программу планирования.
И последний, но немаловажный метод – это метод составления и планирования бюджета, ориентированного на дальнейший результат. К этому методу можно подобрать более емкое определение – система. Это цельная, конструктивная система, которая формирует бюджет, отражающий связующие звенья между запланированным расходом и ожидаемым, либо уже достигнутым результатом [13, c. 21]. Основная задача этой системы заключается в постоянном мониторинге между затрачиваемыми ресурсами и сырьем и получаемым в итоге прямым результатом, а также оценке эффективности и финансовой стороны, и социальной деятельности, которая финансируется из общего бюджета страны.
В целом каждый из описанных методов применяется в России на практике и используется по необходимости, как по отдельности, так и в совокупности. Ежегодно эти методы применяют на федеральном, региональном, а также муниципальном уровнях.
Все вышеперечисленные методы бюджетного планирования согласно логике бюджетного планирования реализуются на различных его этапах.
Так, на этапе анализа выполнения финансового плана за отчетный период в качестве основного метода используется метод экономического анализа.
На этапе расчета плановых показателей используются такие методы, как нормативный, индексный, программно-целевой.
На третьем этапе – составления финансового плана на очередной год и плановый период – применяется в основном балансовый метод.
Среднесрочное бюджетное планирование в Российской Федерации
- Diplom777
- Бизнес-планирование
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Diplom777