Органы местного самоуправления муниципального образования самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом РФ, Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», формируют, утверждают, исполняют бюджет и осуществляют контроль за его исполнением.
Доходы бюджета это — денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти и местного самоуправления.
Доходы бюджета подразделяются на три вида:
налоговые доходы;
неналоговые доходы;
безвозмездные перечисления.
Центральное место в системе доходов бюджета занимают налоговые доходы — это федеральные, региональные и местные налоги и сборы, перечень которых определён Налоговым кодексом РФ.
Налоговые доходы разграничиваются между бюджетами различных уровней бюджетной системы в соответствии с налоговым и бюджетным законодательством. Налоговый кодекс устанавливает федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также специальные налоговые режимы [14, С. 122].
Согласно Бюджетному кодексу, все региональные налоги в полном объёме поступают в бюджеты соответствующих субъектов (например, налог на имущество организаций, транспортный налог). Равным образом все местные налоги поступают в местный бюджет (земельный налог, налог на имущество физических лиц).
Федеральные налоги разграничиваются между федеральным бюджетом, бюджетами субъектов и местными бюджетами. К таким налогам относятся: НДФЛ, НДС, налог на прибыль. Разграничение производится на основе нормативов (процентных) отчислений. При этом нормативы закреплены бюджетным кодексом и являются едиными и постоянными.
Субъекты РФ могут устанавливать нормативы отчислений в местные бюджеты от налогов, зачисляемых в их бюджеты. Например, по НДФЛ для города Новосибирска установлен единый норматив 15% за счёт областного бюджета.
Неналоговые доходы бюджета — это доходы от государственной и муниципальной собственности или от деятельности с ней — от продажи имущества, административные платежи и штрафные санкции.
К доходам от муниципальной собственности относится:
арендная плата за землю;
арендная плата за использование муниципальных нежилых помещений;
доходы от приватизации муниципального имущества;
доходы от продажи земли;
отчисления от прибыли муниципальных унитарных предприятий.
К неналоговым доходам относится также:
плата за негативное воздействие на окружающую среду;
доходы от оказания платных услуг казёнными учреждениями;
штрафы;
компенсации затрат бюджета;
прочие неналоговые доходы.
Расходы бюджета это — денежные средства, выплачиваемые из бюджета за исключением средств, являющихся источниками финансирования дефицита бюджета. В соответствии с федеральным законом об общих принципах организации местного самоуправления в РФ определён полный перечень вопросов местного значения, финансирование которых производится исключительно из бюджетов муниципальных образований.
Расходы бюджета — это не просто денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления. Это экономические отношения, возникающие в связи с нормативно-правовым регулированием и распределением денежных средств государства, предназначенные для финансирования затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг, и их использованием по отраслевому, целевому и территориальному назначению.
Дефицит бюджета — это превышение расходов бюджета над его доходами.
Профицит бюджета — это превышение доходов бюджета над его расходами.
Сбалансированность бюджета по доходам и расходам — это основополагающее требование, предъявляемое к органам, составляющим и утверждающим бюджет.
Если бюджет на очередной финансовый год и плановый период принимается с дефицитом, то обязательно утверждаются источники финансирования дефицита бюджета.
Исполнение местных бюджетов в 2017-2018 гг. в разрезе видов муниципальных образований представлено в таблице 1. При этом стоит отметить, что по данным субъектов Российской Федерации в общем количестве муниципальных образований, утвердивших местные бюджеты в 2018 году, 57,1 % бюджетов исполнено с дефицитом, 41,5 % — с профицитом, и только 1,4 % бюджетов сбалансированы [14].
В 2017 году отмечено и некоторое сокращение доли межбюджетных трансфертов в общем объеме доходов местных бюджетов — на 0,5 % по сравнению с уровнем 2016 года.
Сравнительный анализ формирования местных бюджетов в России и зарубежных странах
- Дмитрий Лазарев
- Деньги
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Дмитрий Лазарев
Закончил Тульский государственный университет. Учился на факультете экономики. Преподаю около 10 лет, мой послужной список насчитывает 10 научных статей, 3 монографии и 1 диссертацию. Люблю свою работу и хочу делиться знаниями с подрастающим поколением, поэтому помимо преподавания сотрудничаю с компанией «Диплом777» и помогаю студентам в написании контрольных, курсовых и дипломных работ.