Приём заказов:
Круглосуточно
Москва
ул. Никольская, д. 10.
Ежедневно 8:00–20:00
Звонок бесплатный

Сравнительный анализ детско-родительских отношений в многодетных и однодетных семьях

Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url:
Логотип сайта компании Диплом777
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание

Отечественные исследователи Б.Г. Ананьев и В.Н. Мясищев, детско-родительские отношения определяли в качестве избирательной с эмоциональной и оценочной позиций психологической связи ребенка с любым из родителей, которая выражается в переживаниях, действиях, реакциях, которая связанна с возрастно-психологическими особенностями ребенка, культурными поведенческими моделями, своей жизненной историей, и определяет особенности восприятия детьми родителей и способа общения с ними. По иному говоря, детско-родительские отношения можно рассматривать в качестве субъективного осознания человеком каждого возраста характера отношений с собственными родителями [4] .
Характер и уровень влияния на детей обуславливает множество определенных факторов и в главную очередь личность самого родителя в качестве субъекта взаимодействия:
его пол (тот же, что и у ребенка, или противоположный);
возраст (юная, несовершеннолетняя мать, пожилой родитель, родитель позднего ребенка);
темперамент и особенности характера родителя (активный, нетерпеливый, вспыльчивый, властный, снисходительный, небрежный, сдержанный и др.);
религиозность;
национально-культурная принадлежность (европейская, английская, немецкая, японская, американская и другие модели воспитания);
социальное положение;
профессиональная принадлежность;
уровень общей и педагогической культуры [5] .
А.Я.Варга и В.В. Столин выделили следующие направления родительских отношений:
реальное взаимодействие родителей с ребенком (родительская позиция);
отрефлексированное родителем отношение к ребенку и взаимодействие с ним;
отношение родителя к ребенку, подчиненное влиянию неосознанной мотивации родителя (родительские установки).
Самые разные родительские позиции оказывают непосредственное воздействие на становление общественной активности и личностные особенности детей.
А.С. Спиваковская рассматривает родительскую позицию в качестве реальной направленности воспитательной деятельности родителей, образовывающая под воздействием мотивов воспитания, в качестве совокупности следующих факторов:
представление родителя о ребенке;
отношение к нему;
характер обращения с ним [8].
А.Я. Варга и В.В Столин описали следующие обобщенные типы родительского отношения в процессе многолетней консультационной работы:
принятие – отвержение (отражает эмоциональное отношение к ребенку);
кооперация (отражает социально желаемый результат);
симбиоз (отражает межличностную дистанцию в общении);
авторитарная гиперсоциализация (отражает форму и направление контроля за поведением ребенка);
маленький неудачник (отражает особенности восприятия и понимания ребенка родителем) [9].
К понятиям «родительское отношение», «родительская позиция», которые отражают воспитательное воздействие родителей на ребенка, относятся понятия, которые обозначаются терминами «типы воспитания», «стили воспитания».
В психологии выделяются следующие главные типы и стили воспитания ребенка:
1. Эмоциональное наказание — это такая дисциплинарная форма, когда родители воздействуют на чувства ребенка. Это отказ разговаривать с ребенком, насмешки, нарочитое лишение его родительской любви («мама такого не любит»), выражение нелюбви, изоляция ребенка, стимуляция чувства вины. К примеру, мама может сказать ребенку: «Нельзя брать песок, ты и так все время болеешь, мне опять придется брать больничный, ты меня уже замучила», «Не ходи по песку, я устала от стирки». Это наиболее сильное средство воздействия на ребенка, поскольку эмоциональное наказание может быть длительным и в том числе на ребенка в этом случае воздействует сильная угроза, состоящая в страхе потери объекта любви.
2. Техника, которая основанная на утверждении силы. Подобная техника включает физические наказания, лишение удовольствий и материальных ресурсов, вербальные угрозы по отношению ребенка. В этом случае механизм управления действиями ребенка состоит в страхе перед наказанием. Доказано, что дисциплина, основанная на власти, способствует формированию задержки нравственного развития ребенка. Такая родительская практика обусловлена следующими факторами:
высоким уровнем родительского стресса или депрессии;
выраженностью такой личностного свойства, как раздражительность;
низким образовательным уровнем родителей;
разводом;
многодетностью;
бедностью.
При наказании ребенка, родители добиваются краткосрочного комфорта, однако не могут повлиять на общую динамику его развития.
3. Разъясняющая техника является относительно мягким способом дисциплинирования, которая характеризуется стремлениями родителей объясниться с ребенком думая, что он понимает, почему ему нужно изменить собственное поведение. К примеру, можно разъяснить ребенку его поступки, тем самым воззвав к его гордости, к желанию «быть взрослым» и в том числе объяснить рациональность соблюдения дисциплины [13].
Таким образом, детско-родительские отношения – это система либо комплекс родительского, эмоционального отношения к ребенку, восприятие ребенка родителем и способов поведения с ним.

Picture of Виктор Андреев
Виктор Андреев
Я являюсь кандидатом психологических наук. Работаю преподавателем 21 год. Окончил НГМУ (факультет социальной работы, клинической психологии и менеджмента). Создал 4 монографии и 2 диссертации. Поскольку загруженность на основной работе небольшая, я подрабатываю на сайте «Диплом777» написанием контрольных, рефератов, сочинений. Во время сессии пишу курсовые проекты.