Предпочтения ﮦпотребителей (вкус и мода). Как правило, если товар становится модным, то спрос на ﮦнего растет. Проявляется ﮦтак называемый «эффект присоединения к большинству», и ﮦнаоборот, если товар выходит из ﮦмоды — спрос на него ﮦпадает. Пример предпочтений потребителей на ﮦПодмосковном рынке соков и ﮦнектаров за 2018 год представлен на рис. 3
Рис. 3 Критерии выбора соков и нектаров потребителей, %-ты от числа респондентов
Доход ﮦпокупателя. Изменение ﮦдохода может ﮦоказывать на ﮦспрос двоякое влияние
Различают товары ﮦвысшей ﮦкатегории («нормальные», качественные товары) и товары ﮦﮦнизшей категории (низкокачественные). Если ﮦﮦдоходы растут, то спрос ﮦна ﮦнормальные товары ﮦповышается, а ﮦспрос ﮦна товары низшей категории ﮦпадает. И наоборот, ﮦесли ﮦдоходы падают, то ﮦﮦспрос на товары низшей категории ﮦﮦвозрастает, а спрос на ﮦкачественные ﮦтовары падает. Очевидно, что при росте ﮦﮦдоходов (при прочих равных условиях) спрос ﮦна сливочное масло ﮦрастет, а на маргарин падает.
Цены других товаров. Если товары взаимозаменяемые, то существует прямая зависимость между изменением цены на один товар и спросом на другой. Рост ﮦцен ﮦна авиабилеты ведет к росту спроса на железнодорожные перевозки.
Если товары ﮦвзаимодополняющие, то ﮦﮦсвязь между изменением ﮦцены одного товара ﮦи ﮦспросом на ﮦдругой — обратная. Рост ﮦﮦцен на ﮦﮦавтомобили приведет к снижению ﮦспроса на бензин.
Количество и состав ﮦﮦпокупателей на рынке. Очевидно, ﮦﮦчто чем ﮦбольше покупателей, тем ﮦﮦбольше ﮦрыночный ﮦﮦспрос. При этом ﮦﮦﮦхарактер спроса будет зависеть ﮦот ﮦﮦвозрастного, национального, ﮦﮦрелигиозного ﮦсостава покупателей.
Ожидания ﮦпокупателей в ﮦотношении изменения ﮦцен ﮦтоваров. Если покупатели ожидают ﮦрост цен в ﮦбудущем (чрезвычайные ситуации, аварии, катастрофы, ﮦфинансовые кризисы), то сегодня ﮦспрос ﮦбудет увеличиваться (ажиотажный, инфляционный спрос). Если ﮦﮦпокупатели ожидают снижения цен, ﮦто ﮦсегодня их спрос ﮦбудет ﮦсокращаться (отложенный спрос). Многие ﮦсегодня не ﮦспешат покупать компьютеры и ноутбуки, зная, что ﮦﮦцены на них через ﮦполгода будут ﮦниже ﮦнынешних [1, стр. 114]..
Таким образом, на ﮦспрос на ﮦданный товар влияют ﮦизменения ﮦцен ﮦсамого товара и неценовые ﮦﮦфакторы. При этом, если ﮦизменение цены ﮦтовара ﮦведет к движению вдоль ﮦﮦкривой спроса, то под действием неценовых ﮦфакторов происходит смещение ﮦкривой спроса (рис. 4)