В этой ситуации по цене P1 количество товаров, востребованных потребителями по этой цене, составляет Q2. И наоборот, количество товаров, которые производители готовы производить по этой цене, составляет 1 квартал. Таким образом, производится слишком мало товаров для удовлетворения потребностей (спроса) потребителей. Однако, поскольку потребители вынуждены конкурировать друг с другом, чтобы купить товар по этой цене, спрос будет подталкивать цену вверх, заставляя поставщиков хотеть поставлять больше и приближая цену к ее равновесию.
Факторы, влияющие на спрос и предложение
Факторы, влияющие на спрос:
Доход.
Влияние дохода на спрос зависит от характера рассматриваемого товара.
Для анализа товары делятся на следующие три категории:
Обычные товары:
Большинство товаров, которые мы покупаем, называются нормальными (высшими) товарами. В целом, потребитель покупает больше товара, когда его цена падает, и меньше его, когда его цена растет. Товары, которые подчиняются этому правилу, называются нормальными товарами. В этом контексте можно отметить два исключения.
Товары, подлежащие насыщению:
В случае некоторых товаров, таких как соль или чернила для письма, мы наблюдаем, что требуемое количество остается неизменным, как только доход потребителя достигает критического уровня. При таком уровне доходов спрос на такие товары полностью удовлетворяется.
(c) Низшие товары:
Низший товар — это тот, количество которого уменьшается, когда доход увеличивается, и наоборот. Старые автомобили, черно-белые телевизоры, подержанные шины — примеры таких товаров. Когда доход поднимается выше определенного уровня, потребитель предпочитает заменять черно-белый телевизор цветным, или старый — новым.
Цены на другие (связанные) товары.
Потребитель тратит свой ограниченный доход на разные товары. У каждого товара есть цена. Когда цена конкретного товара изменяется, это влияет на относительные цены других товаров. Таким образом, изменение цены одного товара влияет на спрос на другой товар из-за изменения их относительных цен.
Если цена на рыбу падает, а цена на мясо остается постоянной, люди обычно покупают больше рыбы и меньше мяса. Это потому, что рыба относительно дешевая, а мясо относительно дорогое (хотя с абсолютной ценой на мясо ничего не происходит). Таким образом, на спрос на товар влияют рыночные цены на другие товары.
Эти товары обычно делятся на три категории:
заменители;
дополнения;
несвязанный товар.
Заменители.
Падение цены на один товар (скажем, кофе) может привести к падению количества другого товара (скажем, чая). Обратное также верно. Если это происходит, говорят, что два товара являются взаимозаменяемыми. В этом случае, когда цена товара x падает, требуемое количество товара y падает. Существуют различные примеры таких заменителей, таких как рыба и мясо, масло и топленое масло, поездки на автобусах и поездки на такси, жидкое молоко и сгущенное молоко, билеты в кино и билеты в театр.
Дополнения.
Если цена товара (скажем, бензина) падает, количество, требуемое для другого товара (скажем, автомобилей), может увеличиться. Если это произойдет, два товара будут считаться дополнением. Если спрос на бензин возрастет, спрос на автомобили также возрастет, и наоборот. Фактически, если спрос на товар увеличивается из-за падения цены, спрос на другие товары (которые дополняют его) также автоматически возрастет.
Как правило, товары, которые дополняют друг друга, потребляются вместе. Примерами являются теннисные мячи и теннисные ракетки, видеомагнитофоны и видеокассеты, фотоаппараты и фильмы, обувь и носки. Это примеры совместного спроса в том смысле, что они требуются совместно.
Если потребитель получит больше, то и другие будут востребованы. Если цена на видеомагнитофоны изменится, это повлияет не только на количество, требуемое для видеомагнитофонов, но и на спрос на видеокассеты. Таким образом, падение цен на рекордеры приведет к увеличению спроса на кассеты.
Ожидания.
Если изменения в доходах и ценах происходят внезапно, люди не могут реагировать до того, как изменения произошли. Но иногда люди могут предвидеть изменения, и в этом случае они могут реагировать на ожидание того, что изменения цен или доходов произойдут в будущем.
Если ожидается, что цена товара в будущем будет расти, люди будут покупать больше, чем обычно требуется. Если люди ожидают, что их доходы вырастут в ближайшем будущем, они могут занять деньги сейчас и потратить их на потребительские товары. Они надеются, что смогут погасить кредит, когда их доход в действительности возрастет в будущем.