Приём заказов:
Круглосуточно
Москва
ул. Никольская, д. 10.
Ежедневно 8:00–20:00
Звонок бесплатный

Специфика страхов у детей старшего дошкольного возраста

Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url:
Логотип сайта компании Диплом777
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание

Культивируемая тревожность – тревожность понимается и ощущается как ценное для личности качество, которая позволяет добиться немалых высот. Культивируемая тревожность делится на несколько вариантов. Вопервых, индивид имеет право признавать ее как основной регулятор его активности, который обеспечивает его организованность, ответственность. Во-вторых, она может играть роль некой мировоззренческой и ценностной установки. В-третьих, она зачастую проявляется в поиске определенной «условной выгоды» от наличия тревожности и выражается через обострение симптомов. Встречались даже такие случаи, когда у одного испытуемого встречались одновременно два или даже все три варианта.
Скрытую тревожность можно встретить гораздо реже, чем открытую. Одной из ее форм является «неадекватное спокойствие». В подобных случаях индивид, который скрывает тревогу, как от окружающих, так и от самого себя, вырабатывает сильные и негибкие способы защиты от нее, которые препятствуют пониманию как определенных угроз в окружающем мире, так и личных переживаний. У этих детей не отмечается внешних признаков тревожности, наоборот, они характеризуются повышенным, чрезвычайным спокойствием. Данную форму нельзя назвать стойкой, она довольно быстро перерастает в открытые формы тревожности. Сосредотачивает на себе внимание то, что у отдельных детей открытая тревожность и «неадекватное спокойствие» обыкновенно сменяют друг друга. Складывается впечатление, что «неадекватное спокойствие» в данном случае играет роль некоторого временного «отдыха» от тревог, когда ее действие приобретает действительно угрожающий психическому здоровью индивида характер [15].
Вторая форма скрытой тревожности – «уход из ситуации» – встречается очень редко.
Следует сделать вывод что, во всех возрастах, которые были нами рассмотрены, появление и закрепление тревожности как стабильного образования, зачастую связано с неудовлетворением первостепенных потребностей возраста, которые приобретают не насыщаемый характер по гипертрофированному типу. Тревожность, которая возникает впоследствии травматического стресса, фиксируется в качестве личностного образования при наличии указанных характеристик потребностей и внутренних конфликтов.
Тревожность имеет сильную зависимость от ситуации. Для обоснования данного вывода были созданы опросники, содержащие описание ситуаций наподобие проверочных испытаний (боязнь экзаменов). Следующим подтверждением служит оценка переживаемого в определенной реальной ситуации чувства тревожности. Тревожность стали рассматривать в двух мерах: тревожность как диспозицию и состояние.
По мнению А.И. Захарова, свойства нервной системы (уравновешенность, сила, подвижность) предельно четко можно заметить во внешнем поведении [13]. Дети, имеющие сильную нервную систему могут долгое время работать или играть, у них, в основном, высокий эмоциональный тонус, устойчивое в мерах возрастных возможностей внимание, хорошая способность ориентироваться в непривычной ситуации.
Такие дети сравнительно быстро переключаются на новый вид деятельности, хорошо переносят высокий темп и интенсивность работы. Дети, имеющие слабую нервную систему вялы, замедленны во всех действиях, они долго и включаются в работу, переключаются и восстанавливаются. Работают они медленно, зато очень легко отвлекаются. Темп и интенсивность деятельности у них низкие. В большинстве работ по изучению свойств нервной системы четко показывается важная роль ее силы в динамике психических состояний. Так, например, Н.Д. Левитов отмечает, что состояние страха является показателем слабой нервной системы и хаотичности нервных процессов [17].
С другой стороны, известным фактом является то, что если ведущий в становлении темперамента генетический, конституциональный фактор, то в характере он будет проявляться вместе со средовым, социальным влиянием. Таким представлением определяется социальный подход к изучению причин детских страхов.
Поэтому, во многих работах главная причина возникновения страхов у младших школьников – это неправильное воспитание и неблагоприятные взаимоотношения ребенка с родителями, в особенности с мамой. «Отвержение, неприятие матерью ребенка вызывает у него страхи из-за невозможности удовлетворения потребности в любви, в ласке и защите». В таком случае у ребенка возникает страх: он чувствует условность материнской любви. Неудовлетворенная потребность ребенка в любви в дальнейшем будет побуждать его пытаться достичь ее удовлетворения любыми способами. Высокая вероятность возникновения страхов у ребенка замечена в воспитании «по типу гиперпротекции (чрезмерная забота, ограничения и запреты, мелочный контроль, постоянное одергивание)» [13].
Возникновение и закрепление страхов связано с неудовлетворением основных возрастных потребностей ребенка, которые могут приобретать гипертрофированный характер.
Детские страхи и тревога могут стать следствием личностной тревожности матери, которая имеет симбиотические отношения с ребенком. При этом мать, в ощущении себя единым целым с ребенком, старается оградить его от всех трудностей и неприятностей, и этим «привязывая» его к себе, предостерегая от несуществующих, но придуманных, соответственно ее тревожности, опасностей. В итоге ребенок испытывает беспокойство, когда остается без матери, сразу боится, теряется и волнуется. Вместо самостоятельности и активности развиваются зависимость и пассивность. Как отмечает А.И. Захаров, если отец не участвует в воспитании ребенка, то ребенок в большей мере привязывается к матери, и если мать является тревожной личностью, он скорее перенимает ее беспокойство. Так получается и в случае, если ребенок боится отца из-за его грубости и вспыльчивости [13].
Можно заметить, что нарушения самооценки оказывают влияние на формирование всей психологической системы человека, включая и личность. Эмоции и чувства человека, которые являются отражением его реальных отношений к важным для него объектам и субъектам, не могут не изменяться под влиянием страхов, при которых сужаются сферы чувственного познания, изменяются интересы и потребности. Дети с различными отклонениями имеют ту же «номенклатуру» эмоций и чувств, что и с нормальной речью, и проявляют те же эмоции и чувства, хотя уровень их развития может отличаться от таковых у детей в норме[12]. Значительное место в возникновении тяжелых эмоциональных состояний отводится пониманию своего отличия от нормальных сверстников, пониманию и переживанию своего дефекта в младшем школьном возрасте, осознанию ограничений в выборе профессии, партнера для семейной жизни в юношеском возрасте. Лицам с большим количеством страхов свойственны также заниженная самооценка, низкий уровень притязаний и выраженные депрессивные компоненты поведения.

Виктор Андреев
Виктор Андреев
Я являюсь кандидатом психологических наук. Работаю преподавателем 21 год. Окончил НГМУ (факультет социальной работы, клинической психологии и менеджмента). Создал 4 монографии и 2 диссертации. Поскольку загруженность на основной работе небольшая, я подрабатываю на сайте «Диплом777» написанием контрольных, рефератов, сочинений. Во время сессии пишу курсовые проекты.
Поделиться курсовой работой:
Поделиться в telegram
Поделиться в whatsapp
Поделиться в skype
Поделиться в vk
Поделиться в odnoklassniki
Поделиться в facebook
Поделиться в twitter
Похожие статьи
Раздаточный материал для дипломной работы образец

Когда студент выходит на защиту перед экзаменационной комиссией, ему требуется подготовить все необходимые материалы, которые могут повысить шансы на получение высокого балла. Один из таких

Читать полностью ➜
Задание на дипломную работу образец заполнения

Дипломная — это своеобразная заключительная работа, которая демонстрирует все приобретенные студентом знания во время обучения в определенном вузе. В зависимости от специализации к исследовательским работам

Читать полностью ➜