В текстах репортажей наиболее часто используется внешние детали, которые выполняют описательную функцию. Появление детали в журналистском тексте, прежде всего, рассматривается исследователями как один из показателей достоверности сообщаемой в нем информации. На наш взгляд, прием детализации несет дополнительную к функции достоверности – функцию поддержания основной мысли текста.
Таким образом, репортаж – это особый жанр, который занимает промежуточное место между информационными и аналитическими жанрами. Здесь важен и стиль, и сюжет, и наглядность, и доказательность, и авторское отношение к происшедшему событию. Хороший и интересный репортаж является украшением любого СМИ.
Подготовка репортажей зачастую накладывает дополнительные обязательства на авторов, которым необходимо рассказать интересно и наглядно о событиях и донести до читателей, зрителей, слушателей суть проблем.
1.2. Особенности репортажа из зон кризисных ситуаций
Репортажи из зон кризисных ситуаций – это направление журналистики, когда сбор и анализ информации с целью подготовки публикаций в средствах массовой информации осуществляется непосредственно в зонах боевых действий, районах различных чрезвычайных ситуаций, природных и техногенных катастроф. При этом работа журналистов осложняют сами ситуации, в которых они выполняют свои профессиональные обязанности, а также рисками для их жизни и здоровья.
По нашему мнению, репортаж из зон кризисных ситуаций – один из самых сложных журналистских жанров.
Это обусловливает выделение ряда особенностей в этике работы журналиста. Рассмотрим их подробнее.
Первоначально кратко охарактеризуем проблемы, с которыми сталкиваются «экстремальные» журналисты.
Главная из них – значительные сложности при поиске и получении необходимой информации, вызванные режимами чрезвычайных ситуаций. Ведь в случае вооруженных конфликтов, как правило, противоборствующие стороны не заинтересованы в том, чтобы средства массовой информации получали объективную информацию о причинах, характере и целях конфликтов, а хотят, чтобы они транслировали ситуацию с их точки зрения.
В случаях стихийных бедствий или техногенных катастроф власти, как правило, стремятся уменьшить масштабы происходящего, чтобы преуменьшить и свою ответственность. Правительственные органы, на которых лежит задача информирования общественности, почти всегда стараются заменить реальную информацию потоком пропагандистских заявлений или специально подготовленными материалами, призванными создать у журналиста, а позднее и у читателя или зрителя картину, удобную для пропагандистов, но весьма далекую от действительности.
Главный принцип журналистики экстремальных ситуаций, как и просто журналистики, как у врачей: «Главное – не навредить».
Репортаж из зон кризисных ситуаций должен соответствовать следующим требованиям:
– во-первых, документальности, т. е. строгого следования фактам;
– во-вторых, эмоциональности, основанной на личном восприятии событий, вниманию к деталям фактов, явлений.
Пожалуй, именно репортажи из зон кризисных ситуаций налагают на журналистов повышенную ответственность: любое искажение фактов в таких случаях может повлечь тяжелые последствия, вплоть до обострения ситуации в зоне военных действий, гибель людей и т. д.
Что касается «горячих точек», то здесь главный этический принцип для журналиста, а также принцип обеспечения его безопасности – не брать в руки оружия.
В «Справочнике для журналистов, работающих в условиях военных действий» Юрий Романов, оператор, военный корреспондент в главе «Советы военным журналистам» пишет: «Оружие и камера – несовместимы. Никогда, ни при каких условиях в зоне боевых действий не вооружайся. Не бери оружия в руки даже в шутку. У тебя другая профессия – ты должен быть над схваткой. Но если ты находишься на одной из сторон с оружием в руках – оставь камеру. Иди, воюй! Армия получит одного плохого бойца – миллионы потеряют журналиста».
Примерно то же в этом же справочнике, в главе «Успокойтесь, если сразу вас не убили» пишет военкор Валерий Батуев: «…не надо ехать туда (на войну) в камуфляже, как это делают сегодня российские телевизионщики. Вас могут принять за военного – и обеспечить «вражеской пулей».
То есть, нельзя не только вести себя как участник конфликта, но и выглядеть. Ведь сходство может стать основанием для убийства…
Репортажи из зон кризисных ситуаций, включая военные действия, по нашему мнению, относятся к новостным и одновременно аналитическим жанрам, т. к. репортерам неизбежно приходится не только описывать события, но и их интерпретировать, анализировать, высказывать мнение о причинах и т. д.
Характерными признаками репортажей из зон кризисных ситуаций является то, что в них главное место отводится наглядному изображению фактов. Авторы субъективно, эмоционально воспринимают факты и рассказывают о них читателя, зрителям, слушателям в качестве очевидцев. Репортажи, прежде всего, – это отражение личностей репортеров, их творческой одаренности.
Таким образом, военный репортаж – это жанр, призванный показывать события таким образом, чтобы в максимальной степени предоставить аудитории возможность «присутствовать» на местах экстремальных событий и происшествий.
Достоверность репортажам придают детали. Именно благодаря им аудитория убеждается, что журналисты действительно побывали на местах событий. Детали влияют на чувства, потому что воссоздают атмосферу (описание интерьеров, картины разрушений, внешнего вида участников и т. д.).
Нельзя не отметить, что для военных репортажей характерна определенная грубоватость подачи материала и «непричесанность» при подаче событий, что позволяет читателям, зрителям и слушателям «окунуться» в беспощадный и жестокий мир войны.
Также к отличительным свойством военных репортажей следует отнести насыщенность специальной военной терминологией.
Таким образом, репортаж из зон кризисных ситуаций выделяется среди других определенными особенностями, связанными, во-первых, с самими ситуациями, которые представляют опасность, в том, числе, для репортера; во-вторых, с тем, что при сборе информации журналист испытывает дополнительные трудности, так как она скрывается или является предметом манипуляции в интересах определенных структур или противоборствующих сторон. В связи с этим репортаж из зон кризисных ситуаций выдвигает дополнительные требования к профессионализму и личностным качествам репортеров: журналист должен обладать смелостью, психической стойкостью и быть физически здоровым.
ГЛАВА 2. РЕПОРТАЖИ А. СЛАДКОВА ИЗ ЗОН КРИЗИСНЫХ СИТУАЦИЙ