За последние восемь лет коммуникация в социальных сетях стала настолько популярной, что зачастую замещает реальное общение. Самыми известными интернет-площадками в России, где можно свободно общаться, искать друзей и знакомых, объединяться в группы по интересам, являются «ВКонтакте», «Одноклассники» и «Facebook».
Согласно исследованию Mail.Ru Group, самой значительной месячной аудиторией среди социальных сетей России обладают «ВКонтакте» и «Одноклассники», которые посещают более 52 и 42 млн пользователей соответственно. У Facebook этот показатель вдвое меньше — 25,4 млн.
Последние несколько лет все разработки социальной сети «ВКонтакте» направлены не столько на популяризацию виртуального общения, сколько на развитие интернет-рекламы. Ещё в первые годы существования социальной сети у пользователей была возможность создавать группы по интересам — сообщества. С 2014 года ситуация начала меняться, и всё больше сообществ в социальной сети «ВКонтакте» имели коммерческую направленность. Эту особенность замечают и сами разработчики. Так, Максим Павлов, руководитель продукта «Приложения», в блоге разработчиков сети «ВКонтакте» сообщает: «За последние несколько лет сообщества ВКонтакте из групп по интересам превратились в удобный инструмент для медиа, бизнеса и организации встреч и мероприятий». Сегодня с помощью сообществ можно не только открыть интернет-магазин, но и прорекламировать продукт или услугу без существенных вложений. Возможности социальной сети «ВКонтакте» позволяют создавать фотоальбомы с ассортиментом продукции, короткометражные видеоролики, рекламирующие услуги данного сообщества, а также площадки для обсуждения интересующих пользователей вопросов. Всё это подкрепляется записями на стене сообщества, которые могут быть как рекламного характера, так и развлекательного и информационного. Причём записи информационного и развлекательного плана полностью соответствуют тематике группы (см. рисунок 1).
Рис. 1. Запись на стене группы «Подарки, украшения, сувениры
Челябинск»
Например, в сообществе «Подарки, украшения, сувениры Челябинск», которое занимается продажей украшений и сувениров из натуральных камней, рекламные тексты на стене связаны со свойствами и характеристиками природных камней. Здесь же необходимо отметить и особенности названия сообщества. Для удобства поиска большинство коммерческих сообществ выносят в название наименования конкретных товаров или услуг, а также их месторасположение. Как правило, отдельные слова в названии сообщества не согласуются в роде, числе и падеже. Они представляют собой набор ключевых слов, которые удобны и понятны простым пользователям, ищущим тот или иной товар [62]. В качестве примера рассмотрим сообщество, предлагающее услуги музыканта на любое мероприятие (см. рисунок 2).