Известная спортивная журналистка Нателла Овасапян тоже поделилась своим опытом: «Я сама работала спортивным журналистом в советские годы на «Общественном телевидении», в то время наш спорт был в гораздо лучшем состоянии, чем сегодня, результаты были несоразмерно лучше, наши спортсмены регулярно принимали участие в разнообразных соревнованиях. Разумеется, в такой обстановке было приятно работать, особенно для телевизионных комментаторов. Когда спортсмены, представляющие твою страну, показывают высокие результаты, ты себя в эфире чувствуешь более уверенно и комфортно, быстро проходит скованность. Потому что ты имеешь дело с общественностью, и легче людям сообщать приятную новость. А поражение любого спортсмена ты воспринимаешь как собственное, ты как бы себя тоже отчасти считаешь виновной в неудачном результате спортсмена. Сегодня у нас есть спортивные достижения, правда их не сопоставить с результатами советских времен. В этом отношении сегодняшние молодые журналисты находятся в проигрышнойситуации, все-таки у нас нет того высококлассного спорта, который когда-то был. У этого есть свои объективные и субъективные причины, в первую очередь — это финансовые затруднения, для развития спорта нужны вложения, их сегодня очень мало. И нужно понимать, что спорт только берет и не возвращает, спорт — это затратная среда, которая в финансовом плане не окупается».
Компетенции
Сбор информации о спортивных событиях, написание тематических спортивных материалов, организация интервью, съемка репортажей, подготовка программ и документальных фильмов [9].
Важные качества
Личные качества: развитая память, умение работать с большими объемами данных, оперативность, ответственность, усидчивость, производительность
Профессиональные навыки: абсолютная грамотность, знание законов композиции текстов и видеоматериалов, владение актуальной спортивной информацией
Спортивный журналист может работать постоянно в той стране, спортивные события которой ему поручено освещать, а может быть отправлен туда в качестве специального корреспондента. В обоих случаях, чтобы его допустили к освещению крупного турнира, журналист обязан получить аккредитацию. Этот процесс крайне важен по ряду причин. Во-первых, это помогает оперативно и без особых сложностей получать необходимую информацию. Во-вторых, если соревнования организованны государством и получить информацию требуется в материале пресс-служб государственных органов, организаций, учреждений, то редакция освобождается от ответственности за нарушение законодательства о средствах массовой информации данного государства.
Простой пересказ увиденного с трибуны и краткий комментарий специалистов на пресс-конференции по итогам матча не может сегодня удовлетворить заядлого болельщика. Конечно, корреспондент никогда не напишет о скучности того или иного матча. Именно поэтому качество материала во многом зависит от то, как журналист подготовился к поездке в командировку. Все это зависит от индивидуальных способностей.
Для более объемной работы большую помощь журналисту оказывает информация, которую он черпает из различных источников. Домашний архив, а в современном мире — интернет, занимает в профессиональной деятельности журналиста особое место.
Архив — это хранилище документов, образовавшихся в результате длительной деятельности учреждений и отдельных лиц. Так что, когда мы собираем, порой, не нужные материалы о спорте, то в будущем они нам обязательно понадобятся. Все другие особенности организации труда журналиста находятся в учебниках по журналистике. Выбор темы для будущей публикации — это еще один важный шаг в процессе всей деятельности журналиста.
Сперва, журналист должен сверится с редакционным планом, который ,конечно же, влияет на выбор темы. При составлении редакционного плана должны быть учтены такие аспекты как: календарь игр, матчей и других состязаний, знаменательные даты, возможные и предугадываемые события. Существует несколько таких планов [2]:
— Перспективные комплексные — это такие планы, где работа журналистов редакции охватывает некоторый значительный отрезок времени (пять лет, год и др.).
— Перспективные тематические планы вбирают в себя всё и рассчитаны на определённый отрезок времени.
— Недельный план- это оперативный план ближайших номеров и передач;
— План номера (план передачи, разработанный по сценарию) — он уже приближен к реальному выпуску.
Кроме всего этого, одним из главных факторов выбора выступает направление данного СМИ, его специализация и потребности аудитории. Именно они и отсеивают, возможно, интересные, но не являющиеся важными для данного издательства материалы
Выбрав тему, журналист приступает к сбору необходимой информации.
Существуют следующие виды сбора информации:
— Интервью;
— Наблюдение;
— Изучение документов;
— Социологические способы получения информации;
— Провокация события.
Наиболее распространённый способ получения информации — это интервью с определенным человеком (источником). Журналисту нужно выяснить, можно ли указывать источник информации в СМИ- условия интервьюируемого, конечно приемлемые для журналиста. К примеру, Марадоне, чтобы к нему не приставали журналисты с «ненужными» вопросами, установил «таксу» — 250 тыс. долларов за интервью. Нужным СМИ он давал интервью бесплатно, но эта такса отпугивала тех, кто мог обойтись и без его услуг [7].
Достаточно эффективным способом получения информации является запрос редакции. Это всегда проблемно, но, как правило, редакция получает весьма достоверную информацию.
Слухи. Нельзя начисто отбрасывать слухи как источник, но и нельзя полностью доверяться на их достоверность. Здесь нужна тонкая и деликатная работа журналиста, чтобы отделить факты от вымысла. Любая добытая информация должна проверяться и перепроверяться. Обратить особое внимание нужно на сверку имён, дат, цифр и названий. Если нет возможности проверить по документам, то, как минимум, нужно разборчиво записать эти сведения и сверить их у источника, а также у упоминаемых в материале лиц. Перепроверка всегда должна осуществляться по завершении работы над материалом.
Для профессионального журналиста обязательно сейчас многое в этой сфере: нужно поспевать увеличением технологических новинок и умело использовать их для работы в прямом эфире.
В работу тележурналиста входят и устное, письменное слово, изображение, музыка. Телевидение позволяет аудитории видеть происходящее на поле своими глазами и в то же время и слышать (музыку, шум, дикторский голос и т.п.). И поэтому у журналиста появляется обязанность наличие способностей режиссёра, оператора и умение работать с аппаратурой [10].
Прямой эфир с места событий (футбольного матча, боксерского ринга) подразумевает особую подготовку, так как комментатор не знает, что будет происходить дальше и ,конечно, у него нет уже подготовленного текста.
Телевизионный комментатор должен быть внимательным, чутким, знать правила того или иного спорта, событие которого он освещает и имена всех участников мероприятия.
Специфика работы спортивного журналиста в прямом эфире на примере Дмитрия Губернева
- Арина Потапова
- Журналистика
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Арина Потапова
Меня зовут Арина Потапова, мне 37 лет, работаю преподавателем в институте. Закончила ОГУ, факультет социально-гуманитарных инноваций и массмедиа. По специальности работаю 8 лет, написала 10 научный статей, работаю над присвоением степени кандидата наук. В свободное время подрабатываю на сайте «Диплом777», пишу курсовые и дипломные работы. Очень довольная основной работой и сотрудничеством с вашей компанией, поскольку могу заниматься любимым делом и получать за это хорошие деньги.