Являясь важным элементом системы воспитания детей и подростков, она активно взаимодействует как с другими компонентами СМИ, адресованными этой аудитории (теле- и радиожурналистикой), так и с различными социальными институтами, принимающими участие в педагогическом процессе (образованием, наукой, культурой).
1.2 Функциональная структура молодежных СМИ
Журналистика для молодежи, как и журналистика в целом, является особым социальным институтом и выполняет по отношению к обществу определенные функции. В качестве главных выступают такие функции, как информационная, воспитательная, образовательная, познавательная, и функция социализации. К этой же группе можно отнести и специальную функцию общения, целью которой является создание особого информационного пространства для обмена мнениями между представителями молодежной аудитории. В последнее время функция общения приобретает все большее значение. На страницах газет и журналов часто ведутся диспуты, дискуссии, споры, высказываются различные точки зрения ребят по одному и тому же вопросу. А разрешение спорной ситуации обычно происходит путем выбора наиболее убедительной аргументации, обоснованных выводов.
Молодежные издания предоставляют читателям возможность для самовыражения и самореализации, приучают к самостоятельности.
Заметное место в этой журналистике занимает группа культурно-образовательных функций. Это объясняется особенностями детской психологии, для которой характерна достаточная размытость границ между процессами познания и развлечения. С каждым годом все больший вес приобретает рекламно-справочная функция. Целый ряд изданий публикует информацию утилитарного характера: практические советы, справочный материал. Группа организаторских функций также играет в юношеской прессе большую роль. Издания, адресованные разным возрастным группам, знакомят с нормами поведения в обществе, коллективе, семье, приобщают к различным видам трудовой деятельности, способствуют выбору профессии.
Сегодня СМИ, освещая работу государства в сфере молодежной политики, ограничиваются лишь информационной функцией, используя традиционные формы предоставления информации аудитории, и забывают о функциях воспитательных, организаторских, социализаторских.
Пока сложно назвать отечественные средства массовой информации полноценным партнером государства и молодежи в построении траекторий их взаимоотношений. Основной своей практической задачей с точки зрения реализации государственной молодежной политики СМИ считают интенсивное освещение ключевых мероприятий и процессов формирования законодательства. И, если эта задача крупнейшими изданиями России более-менее решается, то стратегическая миссия, состоящая в приобщении к ценностям и нормам, «воспитании гражданственности и патриотизма, развитии молодёжных инициатив и поддержку талантливой молодёжи, формировании ценностей здорового образа жизни и института семьи, воспитании культуры межнационального общения и уважения к представителям других народов», остаётся пока невыполнимой.
Ориентированные на коммерческие цели и потребительские вкусы аудитории, коллективы редакций забывают о том, что средства массовой информации — это не только развлечение аудитории в ее свободное время и даже не просто средство утоления «информационного голода», но и способ социализации — передачи культурного и социального опыта от поколения к поколению. А, значит, следует не только уделять больше внимания темам молодежной политики, но и работать над форматами и жанрами, рассказывающими о ее проблемах.
СМИ как социальный институт, имеющий в современной России влияние и на формирование повестки дня, и на формирование общественного мнения, должен внимательнее относиться к вопросам, касающимся молодого поколения. Чем чаще современные медиа будут фокусировать внимание общества на проблемах молодежи и государственной молодежной политики, тем быстрее закончится эпоха «засухи» в отношениях между властью и молодыми людьми.
Эффективным инструментом привлечения молодежи к СМИ представляется медиаобразование. Сегодня молодежь изменила свои медиапредпочтения и самостоятельно формирует собственную медиасреду, которая характеризуется использованием различных современных форм медиа. В их числе — блоги, форумы, интернет-комментирование, виртуальные сообщества, самодеятельные газеты и журналы, фото-, аудио — и видеотворчество, SMS-сообщения, мобильные коммуникации и многое другое.
Отталкиваясь от многочисленных формулировок понятия «медиаобразование», которые в той или иной мере уточняют и конкретизируют его, остановимся на том, что медиаобразование – это совокупность системных действий субъектов медиаобразовательной деятельности, направленных на формирование личности, обладающей культурой общения со средствами массовой коммуникации на основе гуманистических идеалов и ценностей.
В широком смысле медиаобразование – это образование в сфере медиа. При этом под медиаобразовательной деятельностью следует понимать целенаправленные действия журналистов, медиаменеджеров, педагогов, других членов общества, обеспечивающих реализацию задач медиаобразования.
Соответственно задачи медиаобразования заключаются в том, чтобы развить способности к восприятию и аргументированной оценке информации, самостоятельности суждений, критического мышления, привить эстетический вкус; помогать интегрировать знания и умения, получаемые на различных учебных занятиях, в процессе восприятия, анализа и творческой деятельности.
К общим задачам медиаобразования следует добавить задачи медиаобразовательной деятельности СМИ, которые заключаются в привлечении аудитории, повышении ее медиаграмотности и создании вокруг СМИ благоприятной медиасреды.
Любое образование – это активный процесс. Медиаобразование – это активность в области медиа, работа сознания и подсознания, анализ и соотнесение себя и социума с глобальными проблемами медиатизированной среды. Фактически медиаобразование представляет собой форму гражданского воспитания. Оно позволяет молодежи стать ответственными гражданами, понимающими, как и чем живет страна, родной город, остальной мир.