МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Тверской государственный университет»
Юридический факультет
Специальность 38.05.02 — таможенное дело
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине
Теория государственного управления
Специфика государственного управления налогообложением
Выполнила: студентка 1 курса 17 гр.
Сидорова А.М.
Научный руководитель: д. э. н.
Лапушинская Г.К.
Тверь 2016
Содержание
- Введение
- Глава I. Подходы к осуществлению государственного управления налогообложения
- 1.1 Сущность налогообложения и его значения для развития страны
- 1.2 Нормативно-правовая база, регулирующая систему налогообложения
- Глава II. Анализ инструмента государственного регулирования налогообложения в Российской Федерации
- 2.1 Анализ основных изменений в законодательстве, определяющем государственное регулирование налогообложением за 2012-2015 года
- 2.2 Анализ мер, принятых государством для выхода из кризисной ситуации
- Заключение
- Список литературы
Введение
Тема государственного регулирования налогообложением является и будет являться актуальной в современном обществе, так как налоги выполняют роль финансового рычага, с помощью которого государство влияет на экономику в стране. Налоговое регулирование обеспечивает взаимную связь общегосударственных интересов и интересов предпринимателей, а также организаций.
Налогообложение является одной из важнейших проблем современности, так как затрагивает все социально — экономические сферы жизни общества. Ни одно государство не может обойтись без налоговых доходов. Налоги отражают конкретно-экономические условия жизни людей и государства. В настоящее время важность наличия стабильной налоговой системы, создания и применения эффективных методов налогового регулирования и контроля государством данной сферы осознает каждый человек. Но прослеживается некая несовершенность и нестабильность системы налогообложения в Российской Федерации, однако государственная политика направлена на активное искоренение существующих пробелов в данной сфере.
Целью курсовой работы является анализ инструмента государственного регулирования налогообложения в Российской Федерации на основе рассмотрения подходов к осуществлению государственного управления налогообложением.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
· определить сущность налогообложения и его значения для развития страны;
· рассмотреть основную нормативно-правовую базу, регулирующую систему налогообложения;
государственное управление налогообложение законодательство
· проанализировать одни из основных изменений в законодательстве, предопределяющем государственное регулирование налогообложением на отрезке 2012-2015 года;
· проанализировать антикризисные меры, принятые государством, которые затрагивают систему налогообложения.
Объектом курсовой работы является система налогообложения.
Предметом курсовой является регулирование данной системы государственным аппаратом.
Глава I. Подходы к осуществлению государственного управления налогообложения
1.1 Сущность налогообложения и его значения для развития страны
Под налогообложением следует понимать деятельность государства, основанную на определенных принципах с целью осуществления конкретных функций, по принудительному изъятию части собственности самостоятельно хозяйствующих субъектов (организаций и физических лиц) в форме обязательных, индивидуально безвозмездных платежей в бюджеты соответствующего уровня, осуществлению налогового контроля, защиты прав и законных интересов участников налоговых правоотношений с использованием конкретно определенных в законодательстве о налогах и сборах средств и методов. Согласно 8 статье Налогового Кодекса под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Среди признаков налога выделяют несколько основных: денежная форма, публичный и нецелевой, а также императивно-обязательный характер и индивидуальная безвозмездность.
Для рассмотрения такого признака налога, как денежная форма, следует сказать, что исторические потребности государств и других участников правоотношений в докапиталистическую эпоху удовлетворялись исключительно натуральным обменом. В данный момент Налоговый Кодекс Российской Федерации закрепляет за налогом исключительно денежный платеж, независимо от того, в какой форме он взимается (наличной или безналичной) с организаций или физических лиц.
Публично-целевой характер определяется тем, что важным атрибутом государства являются налоговые платежи, т.к. именно налоги и сборы несут основную часть доходов государства и муниципальных образований.
Императивно-обязательная основа налога заключается в том, что уплата налога — это конституционно-правовая обязанность, а не благотворительный взнос, который можно уплатить по желанию самого налогоплательщика. Но индивидуальная безвозмездность налога не предполагает встречной обязанности государства конкретными действиями выделить того или иного налогоплательщика. Данный признак касается только налога, потому как сборы носят частично возмездный характер, т.к. уплата сбора предполагает встречные действия государства в интересах налогоплательщика (выдача лицензий, предоставление права торговли, парковки автотранспорта и т.п.). То есть уплата сбора позволяет налогоплательщику требовать определенные действия государства в своих интересах в рамках закона, в том числе и через суд.
Под сбором в 8 статье Налогового Кодекса Российской Федерации понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами юридически значимых действий. Например, предоставление определенных прав и выдача разрешений (лицензий).
Сущность налогов проявляется через их функции:
Фискальная функция (пополнение бюджета) является основной и отражает истинное предназначение налогов, а также причину их возникновения. При помощи налогов сформировываются финансовые ресурсы государства, и создается материальная основа существования государства и его функционирования.
Экономическая функция имеет несколько составляющих ее подфункций: регулирующую, распределительную, стимулирующую и социальную, которые в свою очередь влияют на процесс воспроизводства, а вместе с тем, как на объем производства следующего цикла, так и на темпы экономического роста в целом.
Увеличение налога ведет к уменьшению совокупного спроса, порождает проблему реализации произведенного ВВП и снижение совокупного предложения. Снижение же налогового бремени ведет к увеличению части дохода, находящейся в ведении физических и юридических лиц, росту потребления, сбережений, инвестиций. Уменьшение налоговых изъятий стимулирует развитие тех отраслей и регионов, в которых заинтересовано общество.
Распределительная функция налогов заключается в использовании налогов в качестве инструмента при распределении и перераспределении ВВП, отменяя старые действующие налоги и вводя новые, изменяя ставки и расширяя или сокращая налоговую базу.
Стимулирующая функция прослеживается в дифференциации налоговых ставок, введении налоговых льгот, направленных на поддержку малого предпринимательства, производства продукции социального, сельскохозяйственного назначения, капитальных вложений, а также инновационной и внешнеэкономической деятельности.
Социальная функция заключается в применении налоговых методов поддержки социального обеспечения и социального страхования. Средства государственного бюджета на благотворительные цели, на содержание детей и иждивенцев, финансирование государственных социальных программ.
Воспроизводственная функция подразумевает использование средств, полученных путем сбора налогов, в целях обеспечения охраны природы и ресурсов, а также поддержания дорожного хозяйства.
Контрольная функция налогов заключается в отражении экономических процессов. Анализ динамики налоговых поступлений дает картину процессов, происходящих в экономике, об эффективности действующей налоговой системы, о ее влиянии на национальное хозяйство, о достаточности мобилизуемых средств для финансирования бюджетных мероприятий.
Механизм налогов создан для влияния государства на общество, на развитие его динамики, его структуры. Налоговая система, несомненно, оказывает влияние на рыночные отношения, укрепляя их, стимулирует развитие предпринимательства, способствует процессу производства и одновременно выступает барьером на пути социального обнищания финансово необеспеченных слоев населения.
Благодаря налогам происходит распределение и перераспределение ВВП, учитывая определенную часть, выделяемую на социальную сферу. Налоги также играют не последнюю роль в формировании капитала на протяжении всего кругооборота. Это помогает государству в контроле массы спроса и предложения не только товаров, но и капиталов, так как доход — это основа спроса населения и является конечным результатом функционирования капитала в фазе производства.
Налоги — средство для пополнения бюджетов на всех уровнях. Средства, поступающие со сбора налогов, участвуют в финансировании государственных программ и предусмотрены законами о бюджете на определенный год. Налоги являются необходимой составляющей экономических отношений в обществе.
Всякое государство ставит особенно остро вопрос о налогообложении. Население не хочет платить налоги, потому что не видит никакого эффекта от его уплаты, что является исключительно виной власти. Но гражданам стоит следить за выполнением своих налоговых обязательств перед страной. Для этого население должно воспитывать в себе культуру относительно добросовестности перед страной.
Таким образом, мы делаем вывод, что налогообложение — весь процесс взимания налогов и сборов, осуществление налогового контроля, защиты прав и законных интересов участников этого процесса.
К функциям налога относятся:
· фискальная — пополнение бюджета
· регулятивно-стимулирующая — налоговые механизмы для регулирования экономических отношений и стимулирования отдельных областей
· социальная — обеспечение минимальных социальных стандартов
· контрольная — контроль за распределением ВВП и расходованием по целевому назначению.
Значение налогов в развитии государства проявляется через их функции.
1.2 Нормативно-правовая база, регулирующая систему налогообложения
Согласно Положению о Министерстве Российской Федерации по налогам и сборам налоговые органы должны действовать согласно Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, Налоговому кодексу РФ, другим федеральным законам, указам и распоряжениям Президента Российской Федерации, постановлениям и распоряжениям Правительства Российской Федерации, а также настоящему Положению, и осуществлять свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
В перечне нормативно-правовых актов не случайно на первом месте стоит Конституция Российской Федерации, так как нормы, которые в ней содержатся, регулируют налоговые отношения и имеют высшую юридическую силу, а также обладают прямым действием и применяются на всей территории Российской Федерации. В ст. ст.57, 71, 72, 75, 106 Конституции РФ указаны субъекты налогообложения и их гарантии, исключительная компетенция Российской Федерации и компетенция субъектов федерации в сфере налогового регулирования, называются органы налогового правотворчества и процедура принятия законов о налогообложении.
Конституционные нормы более детально закреплены в законах и подзаконных актах, регулирующих общественные отношения как в организации работы налоговых органов, так и в конкретных сферах налогообложения.
Налоговое законодательство можно разделить на две группы:
· Первая будет включать в себя законы и подзаконные акты, которые определяют порядок формирования и задачи налоговых органов, их систему и структуру, компетенцию, права и обязанности налогоплательщиков, принципы налогообложения и т.д.
· В состав второй группы входят законы о конкретных видах налогов с указанием субъектов и объектов налогообложения, ставок налогов и налоговых льгот, правил исчисления и порядка уплаты налогов, штрафов и иных санкций за нарушения законодательства.
В данной курсовой работе рассмотрим первую группу нормативно-правовых актов, вступавших в силу по мере развития налоговых правоотношений и необходимости их правового регулирования.
Закон РСФСР от 21 марта 1991 г. «О Государственной налоговой службе РСФСР» стал первым российским законом, определяющим задачи и структуру налоговых органов в условиях становления рынка, права и обязанности налоговых органов при осуществлении контроля за соблюдением налогового законодательства юридическими и физическими лицами.
Закон РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» от 27.12.91 г. впервые законодательно закрепил понятие налога и налоговой системы. Целый ряд положений, которые носят принципиальный характер, были закреплены в отдельных нормах закона. Так, стали определены права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов, виды налогов.
Постановление Правительства РФ «Вопросы Министерства РФ по налогам и сборам» от 27.02.99 г. установило, что Министерство РФ по налогам и сборам является правопреемником Государственной налоговой службы РФ в отношении задач, функций, прав, обязанностей и иных вопросов деятельности Государственной налоговой службы РФ. Все вышеприведенные нормативно-правовые акты утратили свою юридическую силу, на смену им пришел Налоговый кодекс РФ. Он обладает особым значением, т.к. призван обеспечивать комплексный подход к решению насущных проблем налогового права, регулировать процесс налогообложения в соответствии с выбранными приоритетами и направлениями развития налоговой системы, гарантировать упорядоченную, единую, логически цельную и согласованную систему.
Изменения налоговой системы, согласно Налоговому кодексу, должны быть направлены на решение важнейших задач:
· построение стабильной, понятной и единой в границах Российской Федерации налоговой системы, установление правовых механизмов взаимодействия всех ее элементов в рамках единого налогового правового пространства
· развитие налогового федерализма при обеспечении доходов федерального, региональных и местных бюджетов закрепленными за ними и гарантированными налоговыми источниками
· создание рациональной налоговой системы, обеспечивающей сбалансированность общегосударственных и частных интересов, содействующей развитию предпринимательства, активизации инвестиционной деятельности и наращиванию национального богатства России и благосостояния ее граждан; уменьшение числа налогов и снижение общего налогового бремени
· формирование единой налоговой правовой базы; совершенствование системы ответственности за налоговые правонарушения; совершенствование налогового администрирования.
Еще одним элементом правовой основы деятельности налоговых органов выступают Указы Президента Российской Федерации. Указом Президента РФ № 1635 от 23.12.98 г. «О Министерстве РФ по налогам и сборам» Государственная налоговая служба была преобразована в Министерство РФ по налогам и сборам, в этом же указе обозначены четкие задачи данного органа. Так же как и Указы Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ по налогам и сборам являются элементом правовой основы деятельности налоговых органов. Постановлением Правительства РФ утверждено Положение о Министерстве РФ по налогам и сборам, в котором указаны задачи и структура налоговых органов, их основные и факультативные функции, права, обязанности и социальные гарантии сотрудников.
К правовым основам деятельности налоговых органов также относятся другие подзаконные акты. Их издает Министерство РФ по налогам и сборам, они содержат предписания, которые обязательны для своих подразделений: письма, приказы, инструкции и методические указания по вопросам, связанным с налогообложением и сборами.
Особо важную роль в формировании правовой базы деятельности налоговых органов играет правовая база субъектов РФ. Нормативные акты органов законодательной власти субъектов РФ, представительных органов местного самоуправления и органов государственных внебюджетных фондов являются источниками налогового законодательства. Система налогов, которые взимаются в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения в Российской Федерации установлены федеральным законом, поэтому вышеуказанные акты не должны противоречить общероссийскому налоговому законодательству, а также дополнять его.
Подзаконные акты местного характера по вопросам налогообложения издаются представительными органами и администрацией краев, областей, автономной области и автономных округов, а также городов и районов.
К ведомственным подзаконным актам можно отнести приказы, положения, инструкции и другие виды инструктивного материала, регулирующие отношения внутри налоговых органов. Данные отношения включают в себя:
· вопросы развития организаций и деятельности всех подразделений
· структуры и штатная численность специалистов
· проблемы взаимодействия территориальных подразделений с другими правоохранительными органами
· учет, контроль, анализ налоговой практики и т.д.
Внутриведомственные нормативные акты направлены на решение задач, которые стоят непосредственно перед налоговыми органами, и носят императивный характер, распространяя свое действие на сотрудников налоговых органов. Инструктивный материал может быть межведомственным, если подготовлен и издан за подписью руководителей двух и более министерств, комитетов, управлений. Правовые основы деятельности Министерства налоговой службы РФ не ограничиваются вышеуказанными актами. Перечень данных актов содержит несколько десятков наименований, изменения и дополнения в которые вносятся по мере перемены экономической и политической сферы общества. Важно отметить, что налоговое законодательство способствует не только полному и своевременному поступлению налогов и других обязательных платежей в бюджет, но и преодолению кризисов при переходе к рыночной экономике.
Таким образом, мы можем выделить несколько основных нормативно-правовых актов, регулирующих сферу налогообложения. К ним относятся:
· Конституция Российской Федерации
· федеральные конституционные законы
· Налоговый кодекс РФ и другие федеральные законы
· указы и распоряжения Президента РФ
· постановления и распоряжения Правительства РФ
· настоящее Положение
А также налоговые органы должны осуществлять свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Глава II. Анализ инструмента государственного регулирования налогообложения в Российской Федерации
2.1 Анализ основных изменений в законодательстве, определяющем государственное регулирование налогообложением за 2012-2015 года
Кардинально структура налогообложения в России относительно прошлых лет не изменилась, так как доходы от налогов и пошлин, связанных с обложением нефти, газа и нефтепродуктов, несут в среднем около трети нагрузки от общей величины налоговых изъятий в ВВП. Таким образом, налогообложение нефтегазового сектора стабильно обеспечивает около трети совокупных доходов.
Стабильно высокий уровень налоговой нагрузки наблюдается по следующим налогам: НДФЛ, НДС, налогу на прибыль, акцизам.
Согласно данным МВФ, по сравнению с экономиками других стран налоговая нагрузка в экономике России больше, чем в странах БРИКС и Евразийского экономического союза (исключениями являются Бразилия и Беларусь, в которых показатель налоговой нагрузки выше, чем в России). Данный показатель свидетельствует о более низкой конкурентоспособности России в данном аспекте, чем в указанных странах. Именно по этой причине, а также из-за необходимости улучшения инвестиционного климата и создания условий для экономического роста, было принято решение не допускать увеличения налоговой нагрузки в стране в ближайшие годы. При случае также необходимо использовать все имеющиеся возможности для ее снижения (первоначально для малого бизнеса и новых инвестиционных проектов). Что касается налоговых условий ведения деятельности в сфере предпринимательства в России, то по данным DoingBusiness (2015), оценивающим условия ведения деятельности по итогам 2013 года, Российская Федерация занимает 62-ю позицию:
· по агрегированному значению индикатора «Налогообложение» — 49-е место?
· по индикатору «Регистрация предприятий» — 34-е место.
Когда по итогам 2012 года Россия соответственно занимала 92-е место в общем рейтинге, 56-е место («Налогообложение») и 88-е место («Регистрация предприятий»).
Проанализировав принятые решения в области налоговой политики и последствия основных направлений, выделим несколько ключевых моментов.
Консолидированные группы налогоплательщиков в 2012-2014 годах. Изменения налогового законодательства, позволив создавать КГН, затронули интересы субъектов РФ, бюджет которых получал доходы от налога на прибыль, не соответствующие объективным показателям экономической активности на территории таких субъектов. В 2014 году были внесены изменения в законодательство о налогах и сборах, которые были направлены на замедление процесса создания новых и расширения действующих КГН в 2015 году. Принимая это решение, предполагалось, что в течение 2015 года будет проведен анализ их деятельности и эффективность влияния на доходы бюджетов, а также сформулирована дальнейшая стратегия в отношении этих группам. Изменения были внесены Федеральным законом от 24.11.2014 № 366?ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Участники КГН, зарегистрированные в 2014 году договорами о создании, смогут уже применять особый порядок определения налогооблагаемой прибыли и исчисления налога на прибыль организаций, начиная с отчетных (налоговых) периодов 2016 года.
Налоговый маневр в нефтяном секторе. Последние несколько лет в России активно проводится реформа налогообложения в нефтяной сфере путем декларирования различных целей и совершения различных шагов в налоговой политике.
Так в основных направлениях налоговой политики в начале 2014 года прослеживалась комплексная модернизация отрасли, по итогам которой должно было стать выравнивание пошлин на темные нефтепродукты и нефть, что привело бы к уменьшению масштабов неэффективной нефтепереработки, к сожалению, к началу 2015 года данного эффекта получить не удастся.
Налоговый маневр 2014 года заключался в снижении предельной ставки экспортной пошлины на нефть с 59% в 2014 году до 30% в 2017 году при одновременном увеличении базовой ставки НДПИ на нефть с 493 руб. за тонну в 2014 году до 919 руб. в 2017 году. Также были увеличены ставки экспортных пошлин на нефтепродукты и снижены ставки акцизов на моторные топлива.
Освобождение от налога на имущество организаций движимого имущества. В 2012 году в Налоговый кодекс внесли изменения, касающиеся объектов обложения налогом на имущество. Теперь из данного списка были исключены объекты движимого имущества, которые были приняты на учет в качестве объектов основных средств с 1 января 2013 года. Данным нововведением планировалось оказать стимулирующее влияние для обновления оборудования без существенных потерь для бюджета и в скором времени перейти на налогообложение недвижимого имущества организаций по кадастровой стоимости, что в принципе исключит движимое имущество из-под налогообложения. На практике введенные новшества вывели из-под налогообложения не только старое оборудование, но и вновь принятое на учет в результате реорганизации, перепродажи и иной передачи между организациями, которая сопровождалась постановкой оборудований на учет.
Чтобы исправить данную ситуацию и предотвратить уклон от уплаты налога в 2014 году приняли норму, которая полностью исключила из объекта налогообложения основные фонды, относящиеся к первой и второй амортизационным группам. Данный аспект был прописан в Федеральном законе от 24.11.2014 N 366-ФЗ «О внесении изменений в ч.2 Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Освобождение другого движимого имущества, которое было принято на учет после 1 января 2013 года, от обложения налогом не допускалось, если такое принятие к учету производилось в результате реорганизации или ликвидации юридических лиц либо в результате передачи имущества между взаимозависимыми лицами.
Однако новые поправки вызвали проблемы: проведение реорганизации юридического лица в условиях действующего законодательства подвергает обложением налога даже то имущество, которое ранее правомерно освобождалось, а передача имущества от взаимозависимого лица не обязательно является признаком злоупотребления. Таким образом, необходимо дальнейшее прослеживание ситуации и с учетом обязательства по неповышению налоговой нагрузки разработка вариантов совершенствования данной нормы.
Налоговые расходы бюджетов бюджетной системы РФ. Анализ налоговых расходов — это количественный анализ всех ранее принятых решений в области налоговой политики в отношении предоставления налоговых льгот и преференций.
Ранее ставилась цель провести инвентаризацию всех имеющихся льгот по всем налогам и сборам. Согласно отчетности ФНС с 2011 по 2013 год сумма налоговых расходов увеличилась в 1,3 раза — с 1 491,5 млрд руб. до 1 930,5 млрд руб.
Таким образом, основные направления в изменении налогового законодательства затронули несколько моментов:
· Консолидированные группы налогоплательщиков
· Нефтяной сектор
· Налог на имущество организаций движимого имущества
· Налоговые расходы бюджетов бюджетной системы РФ
2.2 Анализ мер, принятых государством для выхода из кризисной ситуации
В условиях сложной экономической ситуации предлагается ряд антикризисных мер со стороны государства, которые затрагивают сферу налогообложения.
Антикризисная мера |
Практическая реализация |
|
Льготы по налогу на прибыль организаций для новых производств |
||
Расширение прав субъектов РФ путем предоставления всех необходимых инструментов для проведения политики экономического развития на своей территории |
Разработан проект федерального закона, который направлен на предоставление по решению субъектов РФ налоговых льгот новым создаваемым предприятиям промышленности («гринфилдам») в пределах общего объема осуществляемых ими капитальных затрат по аналогии со льготами для Дальнего Востока: снижение до 10% ставки налога на прибыль организаций в части, поступающей в бюджет субъекта РФ? 0% — в части, поступающей в федеральный бюджет? ряд других норм. Планируемое вступление в силу указанных норм — 2016 год |
|
Увеличение первоначальной стоимости амортизируемого имущества для целей налогообложения |
||
Повышение порогового значения стоимости амортизируемого имущества (до 80 тыс. — 100 тыс. руб.) |
Стоимость амортизируемого имущества увеличена до 100 тыс. руб. для объектов, введенных в эксплуатацию начиная с 1 января 2016 года (Федеральный закон № 150_ФЗ) |
|
Налоговое стимулирование развития малого предпринимательства путем специальных налоговых режимов |
||
Расширение перечня видов деятельности, в отношении которых может применяться ПСН |
С 1 января 2016 года увеличивается с 47 до 63 видов предпринимательской деятельности, в отношении которых можно применять ПСН (Федеральный закон от 13.07.2015 № 232_ФЗ «О внесении изменений в статью 12 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации») |
|
Распространение права на применение двухлетних «налоговых каникул» по УСНО и ПСН на деятельность в сфере бытовых услуг |
Принятые поправки вступят в силу с 1 января 2016 года (Федеральный закон № 232_ФЗ) |
|
Предоставление субъектам РФ право снижать ставки налога для налогоплательщиков, применяющих УСНО с объектом налогообложения в виде доходов, с 6 до 1% в зависимости от категорий налогоплательщиков и видов предпринимательской деятельности |
Принят Федеральный закон № 232_ФЗ, который вводит указанную норму с 1 января 2016 года |
|
Предоставление права представительным органам муниципальных образований, законодательным органам городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя снижать ставки ЕНВД с 15 до 7,5% в зависимости от категорий налогоплательщиков и видов предпринимательской деятельности |
Данная норма начала действовать с 1 октября 2015 года (Федеральный закон № 232_ФЗ) |
|
Патент для самозанятых физических лиц, не имеющих наемных работников |
||
Введение регистрации по принципу «одного окна» для самозанятых лиц (не имеющих наемных работников и осуществляющих отдельные виды деятельности) возможно без получения статуса индивидуального предпринимателя |
— |
|
Авансовые платежи по налогу на прибыль организаций |
||
Повышение порога по выручке, которая позволяет уплачивать авансовые платежи по налогу на прибыль организаций только по итогам квартала, в 1,2 — 1,5 раза |
С 1 января 2016 года пороговое значение выручки увеличено с 10 млн. до 15 млн. руб. за квартал, для вновь созданных организаций с 1 млн. до 5 млн. руб. в месяц и с 3 млн. до 15 млн. руб. за квартал (Федеральный закон № 150_ФЗ) |
|
Учет процентных платежей в целях налогообложения |
||
Снижение на 2015 год до 0 минимальной величины процентной ставки по займам между взаимозависимыми лицами, совершаемым внутри России. Продление действия этой меры возможно при придании ей постоянного характера. |
(Федеральный закон от 08.03.2015 № 32_ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации») |
|
Применение НДС к авансовым платежам |
||
Упрощение начисления и принятия к вычету НДС, уплаченного в составе аванса, а также решение ряда других вопросов, связанных с соотношением НДС, начисленного при получении авансового платежа, и НДС, начисленного при фактической отгрузке товара, выполнении работы, оказании услуги |
— |
|
Порядок освобождения от акцизов при экспорте подакцизных товаров |
||
Упрощение процедуры подтверждения обоснованности освобождения от уплаты акциза при экспорте по аналогии с подтверждением обоснованности применения ставки НДС в размере 0% при экспорте. Предлагается освобождать крупнейших налогоплательщиков от уплаты акцизов по товарам, реализуемым на экспорт, без предоставления банковских гарантий |
— |
|
Упрощение порядка возмещения НДС при экспорте |
||
Установить порядок вычета сумм НДС по товарам (работам, услугам, имущественным правам), используемым для осуществления операций по реализации товаров (работ, услуг), НДС по ставке в размере 0%, в порядке, аналогичном порядку, применяемому по товарам, используемым для осуществления операций по реализации товаров, облагаемых НДС по ставкам в размере 10 и 18% |
— |
Таким образом, мы видим, что государственный аппарат направлен на устранение кризисного состояния путем совершенствования налоговой системы. Основные антикризисные меры коснулись льгот по налогу на прибыль организаций, первоначальной стоимости амортизируемого имущества, развития малого предпринимательства путем специальных налоговых режимов, введения патента для самозанятых физических лиц, авансовых платежей по налогу на прибыль организаций, процентных платежей, применения НДС к авансовым платежам, освобождения от акцизов при экспорте подакцизных товаров, а также упрощения порядка возмещения НДС при экспорте.
Заключение
Таким образом, были получены следующие результаты:
1. Налогообложение — весь процесс взимания налогов и сборов, осуществление налогового контроля, защиты прав и законных интересов участников этого процесса. Налоги выполняют несколько функций: фискальная (пополнение бюджета), регулятивно-стимулирующая (налоговые механизмы для регулирования экономических отношений и стимулирования отдельных областей), социальная (обеспечение минимальных социальных стандартов), а также контрольная (контроль за распределением ВВП и расходованием по целевому назначению). Значение налогов в развитии государства проявляется через их функции.
2. К нормативно-правовой базе, регулирующей сферу налогообложения относятся: Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, Налоговый кодекс РФ и другие федеральные законы, а также указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, настоящее Положение. Налоговые органы должны осуществлять свою деятельность в непосредственном взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
3. Кардинально структура налогообложения в России относительно прошлых лет не изменилась, так как доходы от налогов и пошлин, связанных с обложением нефти, газа и нефтепродуктов, несут в среднем около трети нагрузки от общей величины налоговых изъятий в ВВП. Но основные направления в изменении налогового законодательства все-таки затронули несколько моментов:
· Консолидированные группы налогоплательщиков
· Нефтяной сектор
· Налог на имущество организаций движимого имущества
· Налоговые расходы бюджетов бюджетной системы РФ
4. В условиях современной экономики государство действует с учетом кризисной ситуации, поэтому основные антикризисные меры коснулись льгот по налогу на прибыль организаций, первоначальной стоимости амортизируемого имущества, развития малого предпринимательства путем специальных налоговых режимов, введения патента для самозанятых физических лиц, авансовых платежей по налогу на прибыль организаций, процентных платежей, применения НДС к авансовым платежам, освобождения от акцизов при экспорте подакцизных товаров, а также упрощения порядка возмещения НДС при экспорте.
Список литературы
Нормативно-правовые акты:
1. Конституция РФ
2. Налоговый кодекс РФ
3. Закон РСФСР от 21 марта 1991 г. «О Государственной налоговой службе РСФСР»
4. Закон РФ от 27.12.91 г. «Об основах налоговой системы в Российской Федерации»
5. Постановление Правительства РФ от 27.02.99 г. «Вопросы Министерства РФ по налогам и сборам»
6. Указ Президента РФ № 1635 от 23.12.98 г. «О Министерстве РФ по налогам и сборам»
7. Федеральный закон от 24.11.2014 № 366?ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»
8. Федеральный закон от 13.07.2015 № 232_ФЗ «О внесении изменений в статью 12 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации»)
9. Федеральный закон от 08.06.2015 N 150-ФЗ (с изм. от 15.02.2016)»О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской
Специализированная литература:
10. Закирова Э.Х. Налоги и налогообложение, 2012
11. И.А. Майбуров, Н.В. Ушак, М.Е. Косов, 2011
12. Журнал: «ВЕСТНИК УНИВЕРСИТЕТА ИМЕНИ О.Е. КУТАФИНА» Издательство: Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА) (Москва), №3, 2015, стр.105-109
13. Данила Белоусов. Финансовое право. Шпаргалка. 2012
14. Т.А. Фролова, Налогообложение предприятия. Конспект лекций. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2010.
Интернет-ресурсы:
15. http://capitalpost.ru/
16. http://studopedia. info/
17. http://alversch.ru/
18. http://diplomba.ru/
19. http://repetitora.com/
20. http://newsruss.ru/
21. http://www.audar-press.ru/magazine/
22. https: // www.nalog.ru/