Различают агрессию и по механизму появления и действия, а механизм и принцип воздействия в значительном находятся в зависимости от восприятия и оценки человеком ситуации, в частности — намерений, приписываемых иному лицу, возмездия за агрессивное поведение, возможности достигнуть установленной цели в следствии использования агрессивных действий, оценки аналогичных действий со стороны иных людей и самомнения [8].
1.2 Особенности подросткового возраста
Подростковый возраст — это стадия формирования личности, которая как правило наступает с 11-12 и непрекращается вплоть до 16—17 лет — периода, когда индивид входит во «взрослую жизнь».
Этот возраст предполагает собою промежуток взросления, характеризующийся активными психологическими и физиологическими преобразованиями, буйной физиологической перестройкой организма. Подросток начинает стремительно расти — темпы роста возможно сопоставить только лишь с внутриутробным этапом и возрастом от появления на свет до 2-х лет. Причем, рост скелета идет стремительнее, нежели развитие мышечной ткани, отсюда нескладность, непропорциональность, угловатость фигуры. Стремительно возрастает размер сердца и легких, глубины дыхания для обеспечения растущего организма кислородом. Характерными считаются кроме того существенные колебания артериального давления, зачастую в сторону увеличения, частые головные боли[3].
Идет значительная гормональная перестройка, половое формирование. У девочек увеличивается число эстрогенов, у мальчиков — тестостерона. У представителей двух полов прослеживается увеличение уровня над-почечниковых андрогенов, порождающий формирование вторичных половых признаков. Гормональные изменения стимулируют внезапные перепады настроения, высокую, неустойчивую эмоциональность, неподконтрольность настроения, высокую возбудимость, импульсивность.
В отдельных вариантах выражаются такие признаки, как подавленность, малоусидчивость и нехорошая концентрация внимания, нервозность. У подростка могут возникнуть тревога, агрессия и проблемное поведение. Данное может проявляться в конфликтных взаимоотношениях с старшими. Стремление к риску и агрессия — это приемы самоутверждения. К огорчению, результатом данного может быть повышение количества не достигших совершеннолетия преступников[12].
Учеба перестает быть основной и наиболее значимой задачей. Как заявляют специалисты по психологии, основной деятельностью в данном году делается личностное общение с ровесниками. Уменьшается продуктивность умственной работы в связи с тем, что совершается развитие абстрактного, теоретического мышления, то есть определенное понимание заменяется логическим. Непосредственно новым для подростка механизмом логичного мышления и разъясняется увеличение критичности. Он уже не принимает постулаты старших на веру, он потребует подтверждений и объяснений.
В данное время совершается жизненное самоопределение подростка, создаются планы на будущее. Проходит активный поиск собственного «Я» и экспериментирование в различных социальных ролях. Подросток меняется сам, стремится осознать самого себя и собственные возможности. Меняются требования и надежды, предъявляемые к нему иными людьми. Он должен регулярно подстраиваться, приспосабливаться к новейшим обстоятельствам и обстановкам, однако не всегда данное совершается благополучно.
Сильно выраженное желание разобраться в самом себе (самопознание) зачастую причиняет вред развитию взаимоотношений с внешним миром. Внутренний кризис самооценки подростка появляется в взаимосвязи с расширением и увеличением возможностей, с одной стороны, и сохранением детско-школьного статуса, с другой[26].
Возникают многочисленные психологические трудности: нерешительность в себе, непостоянность, неадекватная самооценка, больше всего заниженная.
В данный же промежуток совершается становление миропонимания юного человека. Оно в некоторых случаях проходит через отвергание ценностей, активное отрицание и нарушение определенных правил, негативизм, поиск себя и собственного места среди иных. Подросток ощущает внутренний конфликт: возникающие взрослые мировоззренческие вопросы формируют чувство всемирной неразрешимости. Не достигшие совершеннолетия зачастую верят в неповторимость личных проблем и переживаний, что порождает ощущение одиночества и угнетенности.
Свойственно желание к лидерству в группе ровесников. Весьма существенное значение имеет возникающее у подростка ощущение принадлежности к особенной «подростковой» общности, ценности каковой считаются базой для собственных нравственных оценок. Подросток старается следовать за модой и идеалами, общепринятыми в молодежной группе. Колоссальное воздействие на их формирование проявляют средства массовой информации. Для данного года свойственно желание к признанию собственных заслуг в собственной важной подростковой сфере. На первый план вылезает резкая необходимость в признании, самоутверждении. Мир вокруг распадается на «своих» и «чужих», при этом взаимоотношения между данными группами в представлении молодых людей иногда резко антагонистичны[14].
Психологи фиксируют, что разногласие подросткового возраста состоит зачастую в том, что ребенок старается приобрести статус взрослых и взрослые возможности, однако не торопится возложить на себя ответственность взрослых, избегает её. Подросток зачастую не желает принимать оценки и жизненный опыт родителей, в том числе и если понимает их правоту. Ему не терпится приобрести свой личный уникальный и неповторимый опыт, совершить собственные погрешности и обучаться именно на них.