Таким образом, маркетинг в банковской сфере занимает очень важную роль. Он представляет особую отрасль — это внешняя и внутренняя идеология, стратегия, тактика и политика деятельности банка, определяемая конкретной экономической ситуацией. Главная направленность деятельности маркетинга – увеличение прибыли путем привлечения клиентов.
Глава 2. Банковский маркетинг ПАО «Сбербанк России» в области депозитов
2.1. Организационно-экономическая характеристика деятельности банка
ПАО «Сбербанк России» – современный универсальный банк, удовлетворяющий потребности различных групп клиентов в широком спектре банковских услуг. Сбербанк занимает крупнейшую долю на рынке вкладов и является основным кредитором российской экономики.
ПАО «Сбербанк России» – крупнейший игрок банковской сферы, имеющий филиалы и представительства во всех субъектах РФ [2].
Структура управления Сбербанка состоит из следующих органов [1]:
Общее собрание акционеров — это высший руководящий орган кредитно-финансовой организации, курирующий основные виды деятельности банка. Собрание проводится 1 раз в год, в рамках этого мероприятия принимаются решения о распределении чистого дохода, порядке и объеме выплат собственникам бизнеса, стратегии развития кредитно-финансовой организации и другие.
Наблюдательный совет — его члены избираются Общим собранием акционеров. Координирует деятельность финансового института. Вчастности, определяет приоритетные направления активной и пассивной политики, утверждает повестку Собрания акционеров, принимает решение об увеличении капитала и размещении свободных средств в ценные бумаги.
Правление банка — это коллегиальный исполнительный орган, в компетенцию которого входят следующие задачи:
обсуждение отчетов, поступающих от территориальных банков;
формирование политики в области управления рисками;
утверждение процентных ставок по депозитам для физических и юридических лиц; утверждение штатной численности сотрудников, принятие решения о слиянии, ликвидации подразделений;
внедрение в деятельность розничного и корпоративного блока прогрессивные банковские технологии;
разработку и внедрение внутренних документов, регулирующих деятельность банка и другие.
Президент банка. С 2007 года возглавляет банк Герман Греф. Именно он отвечает за обещания, представленные Общему собранию акционеров на ежегодном совещании. К основным управленческим функциям Президента (Председателя Правления банка) можно отнести:
организация работы всех структурных единиц;
распределение обязанностей и зоны ответственности между заместителями; утверждения выпуска эмиссионных ценных бумаг;
решение текущих вопросов и другое.
По статистическим данным на 1 января 2018 года банк имеет 94 филиала, из них один расположен в Индии (Нью-Дели). 6 лет назад организационная сеть включала 524 филиала.
Сбербанк занял первое место по индексу прозрачности корпоративной отчетности среди 200 крупнейших российских компаний по результатам исследования «Transparency International Russia».
На основе годовой отчетности ПАО «Сбербанк России», за три года с 2016-2018 г., был произведен анализ доходов, расходов и прибыли, который представлен в таблице 2.
Наименование показателя 2016 год 2017 год 2018 год Абсолютное изменение Относительное изменение, % а