Экономические угрозы — наличие или действие потенциальных сил и факторов, которые могут стать деструктивными по отношению к отдельной личности или целой социальной системе, приводят к нанесению им ущерба, дезорганизации или полному уничтожению. Все угрозы делятся на внешние и внутренние неблагоприятные факторы.
Внешние угрозы:
− Преобладание сырьевых товаров в экспорте, потеря традиционных рынков сбыта военной и машиностроительной продукции.
− Зависимость страны от импорта многих видов продукции, в том числе стратегического значения и промышленных.
− Увеличивающаяся внешняя задолженность.
− Недостаточный экспортный и валютный контроль; не замкнутость таможенной границы.
− Неразвитость финансовой или транспортной инфраструктуры.
Внутренние угрозы:
− Структурная деформированность экономики, оставшаяся из прошлого.
− Низкая конкурентоспособность национальной экономики, вызванная отсталостью базы технологических отраслей.
− Высокий уровень монополизации экономики.
− Высокий уровень инфляции [5].
Все эти причины, и многие другие могут способствовать ослаблению безопасности и экономической нестабильности государства.
Что касается России, проблема экономической безопасности в нашем государстве стала очень актуальной с начала 90х годов — после момента распада Советского Союза. Это было закономерно, так как создание любого государства сопровождается распадом старых институтов и созданием новых. Как правило, это очень долгий процесс, требующий больших затрат времени. Наше государство до сих пор находится в переходном состоянии, достаточно уязвимо и правительство Российской Федерации до сих пор не может вывести страну на тот прежний уровень, при котором жили советские граждане.
К несчастью, на сегодняшний день в мире сложилась неблагоприятная геополитическая ситуация, при которой большинство стран не хотят видеть Россию процветающей державой и занимающей лидирующие позиции [10]. Для того чтобы страна была менее уязвима для внешних угроз, государству необходимо в первую очередь проводить эффективную экономическую политику для устранения внутренних опасностей [9]. Под внутренними угрозами, в первую очередь понимают неспособность к самосохранению и саморазвитию, слабость инновационного потенциала развития, неэффективность государственного регулирования экономики, неумение грамотно преодолевать возникающие противоречия и конфликты.
Увеличение имущественной дифференциации населения и повышение уровня бедности – серьезная угроза национальной экономической безопасности России. Происходит расслоение общества на узкий круг богатых людей и преобладающую массу бедных. Для большинства россиян является несбыточной мечтой заработная плата в размере среднего промежуточного минимума (1980 рублей или два доллара в день). Кроме того, «доминирующей тенденцией развития современной России является формирование биполярных условий регионального развития: с одной стороны, концентрация инфраструктурных объектов в крупных центрах, инвестиционно привлекательных регионах, а, с другой стороны, расширение зон устойчивой депрессии в сельских поселениях, малых городах, отдаленных регионах» [18].
Демографическая катастрофа – следующая основополагающая внутренняя угроза национальной экономической безопасности. Она выражается в значительном росте заболеваемости и смертности, с одной стороны, и в снижении рождаемости, с другой [11].
С 2004 года, в связи с ростом ВВП и цен на топливо и жилье, идёт тенденция к уменьшению некоторых экономических угроз (к состоянию профицита бюджета, существенному улучшению экономической ситуации и преодолению долговой зависимости страны, снижение напряжённости отношений регионов и центра, улучшению рождаемости.).
Но ряд экономических угроз так и остались неразрешёнными. К ним относятся диспропорции в структуре экономики, низкая конкурентоспособность отечественной продукции, вывоз капитала за рубеж, рост корпоративного внешнего долга, нестабильная инвестиционная активность, расслоение общества по имущественному признаку, а также разрыв уровней социального и экономического развития Российской Федерации.
Остаются неразрешёнными и внешние потенциальные угрозы, которые в течение 10 лет имеют большую вероятность реализации. Ими являются, во-первых, научно-технологическое отставание от США, Японии, Индии, Китая, Кореи; во-вторых, зависимость от иностранной рабочей силы; в-третьих, обострение экологических проблем, которое способно принять катастрофический характер; в-четвёртых, коррупция в управлении национальной экономикой [6].
Ещё одним немаловажным фактором, который ухудшает экономическое положение России, является то, что за последние несколько лет, в нашем государстве произошли переломные внешнеполитические события. После присоединения полуострова Крым к Российской Федерации произошло разрастание военного конфликта на территории Украины. В ответ на это, страны Евросоюза и США применили против России политическо-экономические санкции, для того чтобы добиться дестабилизации российской экономики. (Запрет экспорта ряда высокотехнологичных товаров и товаров военно-промышленного комплекса; запрет на приобретение российскими банками кредита за рубежом; запрет на въезд в эти страны высокопоставленных лиц и открытие там банковских счетов). Санкции против нашей страны продолжают действовать уже больше года. Их нельзя назвать «катастрофическим развитием событий», но всё же они наносят существенный удар по российской экономике.
Главные отрасли, пострадавшие от введения санкций — военно-промышленная и космическая. Запрет на ввоз высокотехнологичного оборудования поставил под сомнение дальнейшее развитие данных отраслей.
Еще одни огромным минусом от введения санкций стало уменьшение инвестиционной активности крупных российских компаний, таких как Лукойл, Роснефть, Газпром, Новатэк. В связи с этим увеличились расходы государственного бюджета на финансовую поддержку этих корпораций. Источником средств для пострадавших компаний стал Фонд национального благосостояния, а также пенсионные накопления граждан.
Влияние антироссийских санкций сказалось и на товарообороте нашей страны. Вследствие падения курса рубля и введения эмбарго на некоторые группы иностранных товаров, наблюдается падение объемов импорта продовольствия из стран ЕС (в основном это Германия, Норвегия, Финляндия, Польша).
Подводя итог, необходимо отметить, что первостепенная задача Российской Федерации на данный момент-улучшение благосостояния населения и безопасности жизни граждан страны. Самым главным инструментом для достижения этой цели является экономическая безопасность. В сложившейся ситуации, как во внутриполитическом кризисе так и в международной напряжённости — следует обращать особое внимание на развитие данного института и искать альтернативные пути решения проблем.