Европейское сообщество угля и стали объединило ресурсы угля и стали шести европейских стран: Франции, Германии, Италии, Бельгии, Нидерланды и Люксембург (Бенилюкс). Объединение ресурсов угля и стали значительно уменьшило угрозу войны между Францией и Западной Германией. Европейское сообщество угля и стали стало реальностью в 1952 году.
Автором плана Шумана был другой француз, Жан Монне, чиновник французского правительства. Монне работал в Лиге Наций между мировыми войнами, был также первым президентом Европейского сообщества угля и стали.
Европейское сообщество угля и стали знаменует собой веху в международном сотрудничестве, поскольку оно представляет первую наднациональную договорную организацию в истории: национальные правительства решили делегировать полномочия по принятию внутренних решений в угольном и сталелитейном секторах новой наднациональной организации.
Глава 2. Современное состояние европейской интеграции
Европейский союз и его развитие сегодня
Глобальная рецессия 2008-2009 гг. значительно повлияла на экономику ЕС, а последующий кризис задолженности еврозоны вызвал обеспокоенность по поводу фундаментальной структуры и жизнеспособности еврозоны с 19 членами, флагманского проекта интеграции в ЕС.
В течение почти десятилетия многие страны ЕС боролись со слабым экономическим ростом и устойчиво высоким уровнем безработицы. Некоторые правительства ЕС ввели непопулярные меры жесткой экономии, чтобы обуздать бюджетный дефицит и государственный долг. Чтобы остановить кризис в еврозоне, европейские лидеры и институты ЕС отреагировали различными политическими механизмами. Чтобы избежать дефолта, Греция, Ирландия, Португалия и Кипр получили финансовую помощь от ЕС и Международного валютного фонда. Кризис еврозоны также оказал давление на банковскую систему Европы.
В 2015 году на фоне продолжающихся финансовых трудностей и споров с кредиторами из ЕС выросли перспективы выхода Греции из еврозоны (получившей название «Грексит»). Хотя «Грексит» был предотвращен, когда греческое правительство присоединилось к требованиям еврозоны о более жесткой экономии и экономических реформах в обмен на новый пакет финансовой помощи, затянувшиеся переговоры вызвали значительную ажиотаж в ЕС. В то время как Франция и Италия подчеркнули политическую важность поддержания целостности еврозоны, Германия (и другие страны, такие как Нидерланды, Финляндия, Словакия и Словения) подчеркнули необходимость соблюдения фискальных правил еврозоны. Также сохранялась напряженность между Грецией, ее кредиторами еврозоны и МВФ в связи с условиями программы помощи Греции и необходимостью облегчения бремени задолженности.
Некоторые предполагают, что, учитывая, насколько близко ЕС подошел к «Грекситу», кризис поставил под сомнение необратимый характер еврозоны. Другие утверждают, что еврозона стала сильнее благодаря долговому кризису и опыту, близкому к греческому.
С 2010 года ЕС предпринял шаги по укреплению архитектуры еврозоны и повышению финансовой дисциплины в государствах-членах. После греческого кризиса в 2015 году Франция и Германия стремились совместно работать над некоторыми мерами по укреплению экономического управления в еврозоне, хотя достижение соглашения между ними и между всеми членами еврозоны остается сложной задачей.
С начала 2017 года общие экономические перспективы ЕС улучшились, при этом устойчивое восстановление экономики охватило большую часть ЕС. Хотя существуют некоторые опасения по поводу неблагоприятной внешней среды на фоне растущей торговой напряженности (в том числе с США), Европейская комиссия прогнозирует, что рост ЕС будет оставаться устойчивым. По последним оценкам, в 2018 и 2019 годах средний рост в ЕС и еврозоне составит примерно 2%.
Однако некоторые экономические проблемы сохраняются. Несколько стран ЕС продолжают бороться с вялым ростом и высоким уровнем безработицы (особенно среди молодежи в таких странах, как Испания и Италия). Хотя в июне 2018 года Греция получила определенную степень облегчения бремени задолженности (ее кредиторы еврозоны согласились продлить срок погашения ссуд до 2023 года на 10 лет для облегчения бремени погашения задолженности Греции) и официально прекратила свою программу финансовой помощи в августе 2018 года, экономика Греции остается нестабильной. Меры жесткой экономии все еще действуют, стране предстоит долгий путь к полному восстановлению экономики, и по-прежнему возникают вопросы о силе банковской системы Греции.
Некоторые эксперты все чаще выражают обеспокоенность по поводу финансовой стабильности в Италии, третьей по величине экономике еврозоны. После выборов в Италии в марте 2018 года к власти пришло новое коалиционное правительство, состоящее из двух в основном популистских партий, которые критически относятся к ЕС и считают, что фискальные правила еврозоны сдерживают экономический рост Италии. В сентябре 2018 года итальянское правительство обнародовало новый бюджет на 2019 год, который отвергает меры жесткой экономии и предусматривает значительно более высокие государственные расходы. Этот предлагаемый бюджет стал источником напряженности между Италией и Европейской комиссией, которая считает, что планы итальянского правительства мало что сделают для сокращения того, что многие считают непогашенной долговой нагрузкой Италии, составляющей около 130% валового внутреннего продукта (ВВП).
Европейская комиссия потребовала, чтобы итальянское правительство пересмотрело свои бюджетные планы, но Италия до сих пор отказалась это сделать и, как ожидается, столкнется с дисциплинарными мерами ЕС за нарушение фискальных правил ЕС. Италия в конечном итоге может столкнуться с финансовыми санкциями.