В результате правового обеспечения развития частной сферы, плюрализма идей, ценностей и социальных инициатив, самого существования этих различных и противоречивых интересов в гражданском обществе возникает идея социального, правового государства как воплощение общего интереса и гаранта защиты прав человека, свободы личности, приоритета гражданских прав по сравнению с государственными законами; отделенная от государства структура общества, которая образуется различными ассоциациями и добровольными объединениями людей; соответствующая свободным рыночным отношениям политическая система, где государство является производной от гражданского общества и процессов, происходящих в нем; сферой свободной реализации непосредственных разнообразных интересов граждан.
Сфера социальной активности государства напрямую связана с гражданским обществом, которое имеет немалый потенциал средств взаимодействия с обществом. В отношениях с гражданским обществом социальное, правовое государство предстает как совокупность специфических, несколько иерархических организаций, которые видят свою цель в реализации интересов общества и предоставляют людям конкретные услуги. Иначе говоря, социальное правовое государство в своем взаимодействии с гражданским обществом предстает в форме определенной административной структуры, действующей в соответствии не с законами власти или принципами социального макрорегулирования, а к логике партнерства. То есть социальное, правовое государство является государством гражданского общества, поскольку это понятие охватывает целый ряд положительных черт, характерных именно для гражданского общества.
Эти черты можно рассматривать в трех аспектах. Во-первых, в социальном, правовом государстве: гражданам обеспечивается достойная жизнь в сфере материального обеспечения и социальной защиты; во-вторых, им гарантируется личная свобода; в-третьих, в обществе культивируется и обеспечивается социальное согласие и мирное решения любых социальных противоречий.
Как указано в научных источниках, традиционное деление, осуществляемое высшими органами власти на руководителей и подчиненных, претерпевает существенные изменения. Гражданское общество контактирует с социальным, правовым государством как клиент, который получает от нее определенные услуги. Так же государственные организации в основном являются монополистами в предоставлении услуг только в некоторых со всеми членами и институтами гражданского общества юридически признается право самостоятельно решать широкий круг вопросов. Следовательно, гражданское общество конституется ровно настолько, насколько у всех граждан появляется реальная возможность выбора и свобода обращения к различным средствам и источникам удовлетворения своих потребностей.
Во взаимодействии с гражданским обществом социальное, правовое государство должно гарантировать и юридически обеспечить такие правовые нормы: 1) свободу партий и ассоциаций; 2) ограничение монополии государства (в частности, относительно объектов природного происхождения и средств массовой информации государственная собственность не признается вообще, а в отношении отдельных видов деятельности государственная монополия возможна только в рамках осуществления непосредственных функций государства, но так, чтобы государственная собственность никогда собственности гражданского общества); 3) расширение границ правового регулирования допускается только в условиях одновременного расширения свободы индивидов; 4) запрет цензуры, из чего следует то, что обнародование достоверной информации, которая компрометирует государство или ее должностных лиц, не может быть основанием для привлечения распространителей этой информации ответственности; 5) право петиций, собраний и митингов, ограничения на которые могут иметь чисто процедурный характер.
Поэтому, важнейшей предпосылкой становления социального, правового государства является формирование гражданского общества, в котором обеспечивается свободное и всестороннее развитие каждой личности, функционируют демократические общественные институты, обеспечивающие свободу слова и информации, гарантируют силой общественного мнения и общественной моралью свободные выборы, существование легальной оппозиции, многопартийность, делают невозможным узурпацию власти.
Еще один важный вывод, который следует из анализа взаимосвязи между обществом и социальным, правовым государством в ходе их взаимодействия с гражданским обществом, заключается в том, что критерий общего блага, провозглашен социальным государством, по сути, является неотделимой составной частью понятия правового государства, поскольку последнее должно заботиться не просто о защите прав и свобод лица, развитии рынка и частной собственности, но и о воспитании гражданского мировоззрения. Правовое государство всегда занимается и справедливостью, что приобретает воплощение в социальных функциях государства. В связи с этим должно быть неразрывное единство между социальным государством, правовым государством, гражданским обществом и демократией: ни демократия, ни соблюдение прав человека не обеспечены до тех пор, пока они не подкреплены социальным благосостоянием и стремлением к реализации общественной справедливости.
Таким образом, взаимодействие, взаимовлияние и взаимосвязь демократического, правового, социального государства и гражданского общества происходит непрерывно, поскольку они составляют целостный организм, хотя гражданское общество как категория логически и исторически предшествует социальному государству, но не порождает его автоматически. Однажды возникнув, социальное государство активно превращает гражданское общество на новой социальной основе, хотя и лишает ее некоторой спонтанности, но не может лишить институциональной независимости, потому что это не позволяет демократическая и правовая природа социального государства.
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ПОНИМАНИЮ ГОСУДАРСТВА
- Данила Тетерин
- Государственное и муниципальное управление

Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/

Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Данила Тетерин
Десять лет назад закончил СурГУ, факультет юриспруденции. Сейчас преподаю в колледже, а в свободное время подрабатываю на сайте «Диплом777» - решаю контрольные работы, пишу рефераты и помогаю в написании курсовых работ по праву. По специальности работаю пять лет, уже создал 6 научных статей и две монографии. Люблю узнавать что-то новое и делиться полученными знаниями со студентами.