Объем лизингового портфеля на 1 января 2020 года составил почти 4,9 трлн. рублей, показав за последние 12 месяцев рост на 14% против 25% годом ранее. Вместе с тем, по оценкам рейтингового агентства «Эксперт РА», около 20% заключенных договоров разрываются досрочно, при этом более половины расторжений приходится на первый месяц от даты заключения.
По прогнозу «Эксперт РА» на 2020 год, на рынке лизинга ожидается стагнация, темпы роста составят около 7%.
В целом отрасль будет развиваться в общемировом тренде, проникновение лизинга в различные сегменты экономики спустя некоторое время сравняется с развитыми странами. При реализации такого сценария ежегодный прирост будет выражаться двузначными цифрами.
Одним из драйверов развития рынка лизинга являются и государственные инвестиции, которые реализуются в виде национальных проектов.
В настоящее время запущены масштабные нацпроекты, которые, безусловно, потребуют значительно роста парка спецтехники. Общий объем финансирования этих проектов – более 25 трлн. рублей.
Большие надежды лизингодатели возлагают на государственную программу развития авиастроения, поскольку государство видит перспективы в поставке отечественных воздушных судов с использованием механизма лизинга.
Для развития отрасли имеет значение и господдержка отечественных автопроизводителей, когда она доводится до бизнеса через механизмы лизинга.
Существенной для отрасли является господдержка бизнеса через субсидии по лизингу. В целом, эти субсидии не только и не столько поддержка производителей техники, сколько развитие малого и среднего предпринимательства в России. Субсидии необходимы там, где без них предприниматель просто не сможет выжить, а лизинг – это наиболее прозрачный инструмент доведения господдержки до реального сектора экономики.
Таким образом, проведенная оценка рынка лизинговых услуг в России показала, что в последние годы рынок лизинговых услуг РФ подвергается санкциям со стороны Евросоюза и Украины. Из-за чего объём прибыли в этой сфере деятельности, заметно снизился по сравнению с предыдущими годами.
Отрасль показывает в последние годы активный рост, но двузначные цифры темпов развития – это в большей степени эффект низкой базы (по сравнению с Европой, уровень проникновения лизинга в России остается чрезвычайно низким (около 1%)). В то же время рынок лизинга вырос в 2019 году на 15%, показав наименьший темп прироста за последние четыре года.
С 2018 года в структуре рынка по предметам лизинга произошли существенные изменения: сократился объем железнодорожной техники (-43%), авиационного транспорта (-64%). Увеличение произошло в сторону объема грузового и легкового автотранспорта (22% и 26% соответственного), судов морских и речных (128%). Значительный прирост показала недвижимость (здания и сооружения) – 424%.
Наибольший вес в структуре лизинга по данным 2019 года имеет грузовой автотранспорт, легковые автомобили, железнодорожная техника – эти три категории составляют в сумме 55%.
В 2020 году, на рынке лизинга ожидается стагнация, темпы роста составят около 7%. В целом отрасль будет развиваться в общемировом тренде, проникновение лизинга в различные сегменты экономики спустя некоторое время сравняется с развитыми странами.
Одним из драйверов развития рынка лизинга могут стать государственные инвестиции, которые реализуются в виде национальных проектов и субсидий. При реализации такого сценария ежегодный прирост будет выражаться двузначными цифрами.
Анализ основных используемых лизинговых схем
На данный момент лизинг реализуется по нескольким схемам. Некоторые схемы используются чаще, в то время как другие менее охотно принимаются финансовыми учреждениями. Выбор конкретной схемы зависит от задач заказчика.
В лизинговой сделке обычно участвуют три основные стороны: лизингодатель, лизингополучатель и поставщик решения. Клиент, который также является будущим лизингополучателем, делает соответствующий запрос поставщику решения. Далее лизингодатель приобретает в собственность у поставщика предмет лизинга и передает его в аренду лизингополучателю за вознаграждение.
Эта общая схема может быть выполнена различными способами.
В зависимости от потребностей клиента чаще всего используются две основные схемы лизинга: финансовый и операционный лизинг.
Финансовый лизинг предусматривает долгосрочную аренду, срок которой сопоставим со сроком амортизации оборудования. В течение срока финансовой аренды возмещается стоимость объекта, после чего он может быть приобретен в собственность по остаточной или льготной цене. Эта схема используется многими поставщиками ИТ-решений на российском рынке.
Для оптимизации налога на имущество предприятие может не принимать оборудование на баланс (тогда по нему не нужно будет платить налог на имущество), однако при этом предприятие самостоятельно распоряжается оборудованием и полностью его контролирует. Лизинговые платежи полностью относятся на затраты, налогооблагаемая база уменьшается, в результате компания получает экономию за счет налога на прибыль.
Схема финансового лизинга представлена на рисунке 2.
Современные подходы к формированию лизинговых операций
- Юлия Некрасова
- Эконометрика
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Юлия Некрасова
Мне 29, я закончила РГУНГ, факультет автоматики и вычислительной техники. Несмотря на то, что по специальности работаю только пять лет, с удовольствием делюсь своими знаниями со школьниками и студентами. Помимо основной работы я подрабатываю на сайте «Диплом777» и беру заказы по написанию рефераты, контрольных, курсовых. Также решаю задачи по экономико-математическому моделированию. Нравится сотрудничество с вашей компанией.