Исходя из ст. 93.2 Бюджетного кодекса РФ можно сделать вывод, что предоставление бюджетных кредитов юридическим лицам является скорее исключением, чем правилом, несмотря на то, что до 2007 года данный метод имел широкое применение в стимулировании экономического роста и не содержал ограничений относительно субъектов и целей кредитования. Но кардинальные изменения были внесены принятым Федеральным законом № 63-ФЗ от 26.04.2007г., изменившим положения Бюджетного кодекса РФ ограничив возможность выдачу бюджетных кредитов юридическим лицам только за счет средств целевых иностранных кредитов (заимствований).
В 2014 году в правила бюджетного кредитования добавилось второе основание выдачи бюджетного кредита юридическому лицу: бюджетные кредиты за счет средств бюджетов субъектов РФ для закупки и доставки товаров в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности (поправка БК РФ 2014 г., хотя само кредитование под эти цели и не прекращалось на протяжении всех этих лет в рамках положений отдельных статей федеральных законов).
Введение общего запрета на бюджетное кредитование юридических лиц является закономерным, т.е. бюджетные кредитные ресурсы не являются общедоступными и их необоснованное применение негативно воздействует на развитие конкуренции и рынка кредитования в целом. Помимо этого, выдача бюджетного кредита предполагает необходимость несения расходов и на его администрирование, в частности финансовый контроль, которые достаточно высоки и требуют содержания штата квалифицированных специалистов.
С другой стороны, все рассмотренные недостатки функционирующей в настоящее время в России системы бюджетного кредитования легкоустранимы посредством реализации несложных правовых механизмов, ориентированных на обеспечение конкуренции, открытости и гласности.
Так, бюджетное кредитование должно ориентироваться на цели государственной экономической политики, с использованием конкурсных процедур, а проверка финансовой состоятельности, безусловно, должна быть перепоручена независимым аудиторским организациям.
При сравнении бюджетного кредита и субсидирования частного сектора экономики страны, целесообразно отметить, что данным бюджетным методам управления свойственны идентичные недостатки. В частности, они предполагают необходимость несения на себя определенных сопутствующих затрат, которые связаны с оказанием рассматриваемых мер поддержки.
Также по итогам планирования расходов бюджета на данные цели фактически затруднено, а порой и не представляется возможным соблюдение принципа прозрачности процедур, а также условий предоставления бюджетного кредита или субсидии, отсутствует реальная конкуренция потенциальных претендентов. Это правило присутствовало в первоначальной редакции ст. 76, сейчас закреплено в ст. 93.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Современная практика предоставления бюджетных кредитов в Российской Федерации: особенности и проблемы
- Данила Тетерин
- Государственное и муниципальное управление

Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/

Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Данила Тетерин
Десять лет назад закончил СурГУ, факультет юриспруденции. Сейчас преподаю в колледже, а в свободное время подрабатываю на сайте «Диплом777» - решаю контрольные работы, пишу рефераты и помогаю в написании курсовых работ по праву. По специальности работаю пять лет, уже создал 6 научных статей и две монографии. Люблю узнавать что-то новое и делиться полученными знаниями со студентами.