Допустим, люди стали больше зарабатывать. У них стало больше денег и они смогут покупать больше товаров, даже если цена на них не станет ниже. Кривая спроса переходит в позицию D2. В период падения доходов денег становится меньше и люди не могут покупать прежнее количество товара, даже если цена на него не была повышена. Позиция кривой спроса — D1. Ту же самую зависимость можно отследить при изменении цены на сопутствующие товары и товары-заменители. Например, цена на айфоны стала выше, значит, люди будут искать товары, со схожими техническими характеристиками, но дешевле, чем айфоны. Как вариант – смартфоны. Qd на айфоны становится меньше (движение по кривой D из точки А в А1) [12, с. 75]. Кривая спроса смартфонов переходит в позицию D2 (рис. 3)
А1
А
Рисунок 3 — Сдвиги кривой D в зависимости от изменения цен на сопутствующие товары и товары заменители [7, с. 103]
Из-за подорожания айфонов упадет спрос, например, на чехлы к ним (кривая уйдет в D1), а вот на чехлы к смартфонам он, наоборот, возрастет (кривая в позиции D2). Важно понимать, что при влиянии цены кривая D никуда не сдвигается, а изменения отражаются перемещением по ней показателей. Кривая переходит в позиции D1, D2 только под воздействием не ценовых факторов.
Таким образом, анализ совокупного спроса являются непростой задачей. Этим занимаются узкопрофильные специалисты, маркетологи. Предприятия готовы платить за исследования объемов спроса большие деньги, т.к. существует прямая зависимость объема спроса (Q) на продукцию предприятия, точнее, на объемы производства различных товаров в наиболее предпочтительном количестве для обеспечения рентабельности предприятия. Только точные данные относительно объема реального спроса и факторов, на него влияющих, позволят производителям и торговым компаниям рационально рассчитать предложение. Данное равновесие – это залог здоровых рыночных отношений в настоящем и будущих периодах.
Вывод по первой главе. Разобравшись с сущностью совокупного спроса, можно выделить множество школ, которые рассматривали данное понятие. Но хотелось бы выделить кейнсианство. Представители кейнсианского подхода рассматривают агрегированное (совокупное) предложение как показатель, который равнозначен производственной мощности экономики. Также было определено понятие совокупного спроса, которое подразумевает экономическое измерение суммы всех конечных товаров и услуг, произведенных в экономике, выраженное как общая сумма денег, обмененных на эти товары и услуги.
Также в данном разделе были рассмотрены факторы совокупного проса. Ими оказались ценовые и неценовые факторы. Выявлено, что ценовыми факторами являются те, что непосредственно связаны с ценой товара, процентной савкой и эффектом богатства и эффектом материальных ценностей. Для более подробного изучения совокупного спроса необходимо провести анализ его динамики в России.