Приём заказов:
Круглосуточно
Москва
ул. Никольская, д. 10.
Ежедневно 8:00–20:00
Звонок бесплатный

Советское радиовещание в годы Великой Отечественной войны (тематика, жанровые поиски, дикторы и корреспонденты

Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url:
Логотип сайта компании Диплом777
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание

Вместе с технологическим и методическим развитием радиовещания, развиваются и новые жанры программ этого средства массовой информации. Популярность пользуются так называемые радиопереклички, которые по сути своей являются соревнованием районов, городов, заводов. Первая перекличка прошла между 5 городами СССР (Москва, Ленинград, Минск, Баку, Тбилиси) 7 ноября 1928 г. Самым востребованным жанров остается радиорепортаж, но он несколько меняет свою форму: из залов съездов, конференций, партийных собраний репортаж перемещается на заводы, фабрики, стройки, рабочие клубы, ему становится присуща своеобразная «трансляция жизни». Появляются в это время и первые радиоспектакли, которые используют все доступные выразительные средства радио.
Другой тенденцией развития всех средств массовой информации того периода стал жестокий контроль со стороны властей и цензура, что было вызвано становлением И.В. Сталина как диктатора. Контроль за прессой при этом был налажен уже давно, а вот радио по началу казалось вождю незначительным, но вскоре он смог оценить значение этого средства массовой информации и приступил к установлению строгого контроля и над ним.
В 1930 г. началось проведение опытов по звукозаписи оптическим способом. В эфир отправлялись не только прямые репортажи, но и записи различных программ. В 1931 г. в стране прозвучал первый радиофильм – «Реконструкция железнодорожного транспорта».
Остановимся поподробнее на жанре радиофильма, который мало знаком современным слушателям. Радиофильм зачастую представлял собой хроникальный материал, строившийся не по законам игровой драматургии, но с использованием при этом различных выразительных средств, от монтажа до контрастных сопоставлений. В 30-ые гг. ХХ в. радиофильм представлял собой больше документальный, чем игровой жанр.
В этот же период активно предпринимаются попытки по созданию драматических произведений непосредственно для радио. Первой радиопьесой принято считать инсценировку «Завод» авторства В. Вармужа. Это спектакль повествовал об изнурительном труде рабочих на фабрике, протестных акциях рабочего класса против изнурительного труда и невыносимых условий жизни. Автор сформировал пьесу из различных по своей эмоциональной окраске эпизодов: забастовка, похоронная процессия, моменты отчаяния и.т.д. Музыка в пьесе играла драматическую роль, а не служила простой иллюстрацией.
В эфир шли цикловые этнографические и исторические передачи, развлекательные концерты. Радио заняло ведущую роль в эстетической пропаганде.
Огромное значение для культурного просвещения широкого круга населения стал цикл передач, посвященных 100-летию со дня смерти великого русского поэта А.С. Пушкина. Эта памятная дата предоставила возможность реализовать у радиомикрофона весь художественный потенциал России в единстве с достижениями национальных культур народов СССР.
На радио свой талант и искусство демонстрировали ведущие коллективы Союза, знамениты режиссеры и актеры. В студиях Всесоюзного радио творили В.Э. Мейерхольд, А.Я. Таиров, А.Д. Попов, С.М. Михоэлс.
В начале 1930-х гг. начинается детское вещание, которое сразу разделилось в 3 направлениях: информационно-воспитательные программы («Утренняя зорька»), просветительские программы, радиотеатр (инсценировки из мировой и отечественной классической литературы). Тогда же дебютировали выдающиеся деятели радиовещания – О.Н. Абдулов и Р.М. Иоффе. Развитию детского радиовещания в годы войны будет посвящен параграф 2.2. второй главы нашей работы.
Во второй половине 30-х гг. ХХ в. развитие получает жанр постановочного чтения, который позволял интерпретировать прозу.
Изучая история развития радиовещания в СССР, стоит понимать, что оно происходило под большим давление со стороны власти и строгой цензурой со стороны контролирующих органов. Многие радиопередачи не отражали реального положения дел в государстве. Для радиожурналистики не существовало ссылок, судебных процессов, концентрационных лагерей, ни социальных и экономических проблем.
В целях пропаганды радиопередачи содержали значительные преувеличения, искаженные факты и.т.д. Например, в 1930 г. был организован масштабный радиопередач с крупнейшей стройки тех времен – возведения Днепрогэса. В ходе передачи выступали различные люди от полуграмотных крестьян до иностранных специалистов, задействованы были все слои населения. В ходе прослушивания передачи складывалось ощущение величайшего энтузиазма работников строительства. На самом же деле, эта радиопередача вовсе не отражала реального положения. Ее тексты были подготовлены и завизированы еще в Москве, перед выпуском участники провели несколько репетиций, они подходили к микрофонам и выражали не свои мысли, а читали заранее проверенные и утвержденные цензурой тексты.
Зачастую для того или иного репортажа привлекались известные, популярные в народе люди, делалось это с целью усиления пропаганды, поскольку народные герои вызывали доверие у простых слушателей. Например, для обсуждения театра В.Э. Мейерхольда на радио был приглашен летчик В.П. Чкалов, который пользовался симпатиями простого народа. Устами известных людей было легче убедить людей в правильности выбранного партией курса.
Постепенно агитационно-пропагандистская задача радио как средства массовой информации вытеснила у микрофона любой плюрализм взглядов, критическое мышление при оценке событий. Радио выполняло важнейшие задачи сверху, забывая об основных принципах журналистике, непредвзятости и честности. Власти удалось полностью подчинить себе это средство массовой информации и умело использовать его в своих интересах, продвигая идеи выгодные ей и замалчивая нелицеприятные факты.
Таким радио подошло к Великой Отечественной войне, которая и стала фактором нового этапа в развитии советского радиовещания, вернув радиожурналистику к реальности.

Арина Потапова
Арина Потапова
Меня зовут Арина Потапова, мне 37 лет, работаю преподавателем в институте. Закончила ОГУ, факультет социально-гуманитарных инноваций и массмедиа. По специальности работаю 8 лет, написала 10 научный статей, работаю над присвоением степени кандидата наук. В свободное время подрабатываю на сайте «Диплом777», пишу курсовые и дипломные работы. Очень довольная основной работой и сотрудничеством с вашей компанией, поскольку могу заниматься любимым делом и получать за это хорошие деньги.
Поделиться курсовой работой:
Поделиться в telegram
Поделиться в whatsapp
Поделиться в skype
Поделиться в vk
Поделиться в odnoklassniki
Поделиться в facebook
Поделиться в twitter
Похожие статьи
Раздаточный материал для дипломной работы образец

Когда студент выходит на защиту перед экзаменационной комиссией, ему требуется подготовить все необходимые материалы, которые могут повысить шансы на получение высокого балла. Один из таких

Читать полностью ➜
Задание на дипломную работу образец заполнения

Дипломная — это своеобразная заключительная работа, которая демонстрирует все приобретенные студентом знания во время обучения в определенном вузе. В зависимости от специализации к исследовательским работам

Читать полностью ➜