Приём заказов:
Круглосуточно
Москва
ул. Никольская, д. 10.
Ежедневно 8:00–20:00
Звонок бесплатный

Советская тоталитарная культура

Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url:
Логотип сайта компании Диплом777
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание

Соответственно, поэтому что культура обязана пропагандировать коммунистические идеи, свобода творчества должна была быть ограничена рамками заданной идеологии, а для реализации этой цели должен был быть задействован партийно-государственный аппарат, которому должно принадлежать монопольное право на выработку культурных ориентиров и контроль за их воплощением.
Таким образом, можно сделать вывод, что основные теоретические воззрения большевиков на культуру заключались в том, что культура, по их мнению, должна была отражать их идеологические постулаты и быть полностью подконтрольной партии. Поэтому развитие культуры в СССР проходило под жестким контролем государства и в ее интересах.
Исходя из выше изложенных положений, большевики и строили культурную политику, которая, в конце концов, и привела к формированию тоталитарной культуры, которая использовала особую эстетику, призванную выполнять основные задачи: контроль на массовым сознанием общества и подчеркивать величие государства.
Прежде всего советское правительство установило контроль за искусством. Контроль за искусством со стороны партийных органов был выражен в том, что в 1932 году были ликвидированы все художественные объединения и организации, а вместо них созданы Союзы советских деятелей искусства -писателей, художников, композиторов, от которых потребовали творить в соответствии с методом социалистического реализма.
В 1934 году прошел съезд советских писателей, на котором выступил Максим Горький, сформулировавший принципы соцреализма. Они заключались в следующем: народность, идейность, конкретность, партийность.
Народность подразумевала, что героем соцреалистических произведений должен быть представитель простого, трудового народа: колхозник, рабочий, представитель технической интеллигенции, военнослужащий.
Под конкретностью подразумевала, что произведения должны показывать процесс исторического развития в соответствии с материалистическим пониманием истории, то есть изменения условий бытия должно было менять сознание действующих героев и их отношение к окружающей действительности.
Принцип идейности требовал от художника изображения мирного быта народа, поиска пути к новой жизни и героических свершений во имя светлого будущего.
Партийность требовала создания произведений, которые служили бы «защите интересов рабочего класса и укреплению Советского союза путем правдивого изображения истории классовой борьбы пролетариата, классовой борьбы и строительства социализма в нашей стране, путем воспитания широких трудящихся масс в социалистическом духе.»
Считалась, что соцреализм имеет принципиальное отличие от критического и буржуазного реализма тем, что он оптимистичен и жизнеутверждающим. С помощью соцреализма требовалось показывать успехи строителей коммунизма. Изображая счастливую жизнь героев при социалистическом строе и советской власти искусство должно было решать задачу воспитания трудящихся в духе социализма.
Как гласило определение из советского учебника, метод подразумевал использование наследия мирового реалистического искусства, но не как простое подражание великим образцам, а с творческим подходом. «Метод социалистического реализма предопределяет глубокую связь произведений искусства с современной действительностью, активное участие искусства в социалистическом строительстве. Задачи метода социалистического реализма требуют от каждого художника истинного понимания смысла совершающихся в стране событий, умения оценивать явления общественной жизни в их развитии, в сложном диалектическом взаимодействии».
Метод включал в себя единство реализма и советской романтики, сочетая героическое и романтическое с «реалистическим утверждением подлинной правды окружающей действительности». Утверждалось, что таким образом гуманизм «критического реализма» дополнялся «социалистическим гуманизмом». Государство давало заказы, посылало в творческие командировки, организовывало выставки — таким образом, стимулируя развитие необходимого ему пласта искусства.
Идея «социального заказа» является частью соцреализма. По факту, это был способ ограничения и регламентации творчества. Таким образом, из художественных произведений ушли все темы, которые шли в разрез с партийной идеологией. Негласно, как не соответствующие задачам социалистического строительства, запрещены были темы противоречия между личностью и государством, властью, конфликты в семьях, в коллективе. Под запретом оказалось освещение трагедии насильственной коллективизации, административных ссылок, репрессий, голода, нищеты.
Таким образом, можно сделать вывод, что советское правительство, руководствуясь теоретическими выкладками классиков ленинизма о роли и месте культуры в жизни общества установила контроль за культурой и потребовало, чтобы основным методом художественного выражения был социалистический реализм, который, выполняя идеологический заказ, главной своей темой сделал воспевание труда, героизм, трудовой подвиг, достижения народного хозяйства.

Picture of Людмила Николаев
Людмила Николаев
Я закончила академию русского балета им. А. Я. Вагановой. Училась на педагогическом факультете. По специальности работаю 10 лет, преподаю культуру и искусство. За время работы написала 6 научных статей и сейчас работаю над второй диссертацией. В свободное время я работаю в компании «Диплом777», помогая студентам в написании рефератов, контрольных работ, курсовых и дипломных проектов. Благодарна сайту за возможность получать хороший доход, не выходя из дома.