Депутатов муниципалитетов на внутригородской территории города федерального значения избирают жители, они наделены особенными полномочиями. Они могут повлиять на развитие и состояние собственного округа и осуществляют контроль за администрацией по разным вопросам в сфере градостроительства, благоустройства, общественного порядка, по социальному вопросу и др., занимаются согласованием и утверждением программ и бюджетов.
Анализ системы местного самоуправления в городе федерального значения Москве
Территориальная основа местного самоуправления в Москве
Местным самоуправлением в городе федерального значения Москве является признаваемая и гарантируемая Конституцией РФ самостоятельная и под собственную ответственность деятельность местного сообщества (жители во внутригородском муниципальном образовании) по решению вопроса местного значения непосредственно и (или) через местный орган власти.
Местное самоуправление в городе осуществляют во внутригородском муниципальном образовании – муниципальном округе, городском округе и поселении.
Создание муниципального образования, установление границы его территории и наименования осуществляет закон города по представлению Мэра Москвы при учете исторической и иной местной традиции, географической, градостроительной особенности, социально-экономических факторов территории, расположения транспортной коммуникации, существования инженерной инфраструктуры и др.
В сферу вопросов местного значения входит совокупность вопросов, связанных с непосредственным обеспечением жизнедеятельности населения муниципалитета, решение которых осуществляет население и (или) местные органы власти на самостоятельной основе.
Совокупность вопросов местного значения устанавливают на основании особенностей организации местного самоуправления в городе федерального значения, на основании необходимого сохранения единого городского хозяйства, соединения интересов населения Москвы и населения муниципалитета.
Жителями Москвы является население РФ, имеющее место жительства в городе вне зависимости от срока проживания и места рождения, которыми осуществляется собственное право на местное самоуправление в муниципалитете при помощи референдумов, выборов, другого прямого волеизъявления, а также через выборный и другой местный орган.
Население имеет равные права на реализацию местного самоуправления как непосредственно, так и через своего представителя в местном органе вне зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждения, принадлежности к общественному объединению.
Местный орган и должностное лицо в местном самоуправлении обеспечивают для населения возможности ознакомления с документацией и материалом, непосредственно затрагивающим права и свободы человека и гражданина, а также возможности получения населением других полных и достоверных сведений о деятельности местного органа.
Структура местных органов в Москве следующая:
представительный орган, который образуют на основании федерального законодательства, закона города Москвы, устава муниципалитета;
глава в муниципальном образовании;
исполнительно-распорядительный орган в местном самоуправлении;
другой местный орган, имеющий собственные полномочия в сфере решения вопроса местного значения.
Местные органы в муниципалитетах имеют следующие названия:
представительный орган в местном самоуправлении – Совет депутатов муниципального округа, Совет депутатов в городском округе, Совет депутатов в поселении;
глава в муниципальном образовании – глава в муниципальном округе, глава в городском округе, глава в поселении;
исполнительно-распорядительный орган – администрация в муниципальном округе или аппарат Совета депутатов муниципального округа на основании устава муниципального округа, администрация в городском округе, администрация в поселении.
Существование в структуре местных органов представительного органа, администрации и главы в муниципальном образовании – это обязательное требование. Устав муниципалитета может предусматривать формирование администрации, возглавляемой главой в муниципальном образовании, исполняющим полномочия Председателя в представительном органе.
Корректировку структуры местных органов осуществляют не иначе как при помощи внесения изменения в устав муниципалитета.
Создание местного органа власти, назначение должностного лица местного самоуправления органом государственной власти Москвы и его должностным лицом запрещается.
Орган местного самоуправления не представлен в системе органов государственной власти города. Реализация местного самоуправления органом государственной власти Москвы и его должностным лицом запрещается. Исключение составляет ситуация временного осуществления органом государственной власти города полномочий местного органа в порядке, установленном в федеральном законодательстве. Участие органа государственной власти Москвы и его должностного лица при формировании местного органа, назначении на должность и освобождении от должности должностного лица местного самоуправления может быть допущено лишь в ситуации, установленной в Федеральном законе №131-ФЗ.