Во-первых, реформа изменила статус и границы многих российских муниципалитетов, введя новую так называемую двухуровневую модель, которая включает в себя три типа территориальных образований: поселения (городские и сельские), муниципальные районы (примерно эквивалентные округу в США или Ландкреису в Германии), а также городские округа (города, стоящие несколько обособленно для освещения ряда вопросов местного значения как поселений, так и муниципальных районов). Установление границ населенных пунктов было основано на двух типах критериев: (1) численность населения около 1000 жителей (так, сельское поселение может содержать несколько сел) и (2) шаговая доступность органов местного самоуправления, расположенных в “административном центре”, из любой части населенного пункта в течение половины рабочего дня. Учет этих критериев позволяет обеспечить доступность и подотчетность муниципальных органов власти населению и адаптировать услуги к местным потребностям; при этом более крупные структуры (муниципальные районы) осуществляют финансовое выравнивание и создают благоприятные условия для стратегического развития. Кроме того, на базе городских поселений возможно создание городских округов, представляющих собой одноуровневую модель муниципального образования, объединяющую функции как поселения, так и муниципального района.[7, c.88]
Предполагается, что муниципальные образования являются равными и не имеют никакой подчиненности между муниципальным районом и входящими в него населенными пунктами. В результате реформы общее число муниципалитетов увеличилось более чем вдвое и составило 24 035. Среди них 506 городских округов, 1809 муниципальных районов, 1746 городских поселений и 19 738 сельских поселений. Американский исследователь Альфред Эванс отмечает, что огромное увеличение числа органов местного самоуправления обеспечит резкий рост числа муниципальных служащих и существенное расширение потребности в финансовых ресурсах для поддержки персонала, помещений, оборудования и т.д. о новых местных органах власти.
Однако двухуровневая модель предполагает, с одной стороны, обеспечение близости органов власти к жителям и, с другой стороны, необходимую концентрацию ресурсов. Такое сочетание создает условия для делегирования значительного комплекса функций на местный уровень и повышает его политическую и социальную значимость.
До реализации муниципальной реформы российское законодательство предусматривало единый перечень полномочий органов местного самоуправления независимо от статуса и размера территории, что вызывало обоснованные сомнения в равных возможностях малого села по сравнению с большим городом. Кроме того, из-за неясности законодательства в отношении конкретных местных функций органы местного самоуправления испытывают острый дефицит финансовых ресурсов и, как следствие, не имеют возможности выполнять все свои обязанности.
В результате проведения муниципальной реформы были сформированы два перечня вопросов местного значения, определяющих границы компетенции органов местного самоуправления в зависимости от типа муниципального образования. Так, в законе закреплены объекты культуры и спорта, дорожного строительства, парков и зон отдыха, планирования землепользования, жилищного фонда, водоотведения, отопления, электроснабжения, газо-и топливоснабжения, благоустройства территорий, вывоза мусора и других коммунальных услуг в городских и сельских поселениях, а в муниципальном районе основное внимание уделяется здравоохранению, общему и дополнительному образованию, дошкольному образованию, обеспечению равного поступления бюджетных средств в бюджеты всех уровней.[4, c.97]
Есть также несколько вопросов, которые можно назвать “межмуниципальными”: они предполагают пересечение компетенции всех типов муниципальных образований. В таких случаях закон делит полномочия между поселениями и муниципальными районами, устанавливая “межпоселенческие полномочия».” Например, что касается жилищно-коммунального хозяйства, то муниципальные районы должны организовать электроснабжение и газоснабжение до границ населенных пунктов, организовать переработку и переработку бытовых и промышленных отходов.
В целях повышения эффективности предоставления муниципальных услуг законом также предусмотрены перечни категорий муниципальной собственности для каждого типа муниципальных образований, которые могут находиться в собственности и использоваться для осуществления полномочий органов местного самоуправления. Имущество, принадлежащее муниципальным образованиям, которое не используется для осуществления функций местного самоуправления, должно быть изменено в пользование или отчуждено к 2012 году.
Для достижения всех целей реформы был установлен переходный период, предусматривающий постепенное выполнение положений Федерального закона. Первоначально этот переходный период был установлен на 2003-2006 годы, но из-за определенной неопределенности в законодательстве и разной степени готовности территорий закон был полностью принят в 2009 году. Однако принятие закона не означает, что муниципальная реформа завершена. Поскольку ключевые вопросы реформы не решены, она остается непрерывным процессом корректировки форм и моделей местного самоуправления, ответственности местных органов власти, оптимизации законодательства и межгосударственных отношений.
Председатель Комиссии по местному самоуправлению Общественной палаты Российской Федерации Леонид Давыдов говорит, что противоречия в законодательстве, которое также постоянно меняется, недостаточность финансовых ресурсов для реализации функций органов местного самоуправления, отсутствие хорошо подготовленных кадров и “административное давление” серьезно снизили эффект от реформы.
Совершенствование работы органов местного самоуправления с населением (на примере конкретного муниципального..
- Данила Тетерин
- Государственное и муниципальное управление
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Данила Тетерин
Десять лет назад закончил СурГУ, факультет юриспруденции. Сейчас преподаю в колледже, а в свободное время подрабатываю на сайте «Диплом777» - решаю контрольные работы, пишу рефераты и помогаю в написании курсовых работ по праву. По специальности работаю пять лет, уже создал 6 научных статей и две монографии. Люблю узнавать что-то новое и делиться полученными знаниями со студентами.