Приём заказов:
Круглосуточно
Москва
ул. Никольская, д. 10.
Ежедневно 8:00–20:00
Звонок бесплатный

Совершенствование работы администрации школы с педагогами

Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url:
Логотип сайта компании Диплом777
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание

Министерство образования и науки РФ

Академия гуманитарных наук и образования (Омское отделение)

Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Омская гуманитарная академия»

Кафедра педагогики, психологии и социальной работы

Курсовая работа

По дисциплине: «Методическая работа в образовательных учреждениях»

ТЕМА: «Совершенствование работы администрации школы с педагогами»

Выполнил: студентка 4-го курса

специальности 05100.62 –

Педагогическое образование

Форма обучения: заочная

Орумбаева Р.Ж.

Омск (Павлоградка 2014)

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические основы совершенствования работы администрации школы с педагогами

1.1 Сущность и содержание работы администрации школы с педагогами

1.2 Принципы, формы и методы работы администрации школы с педагогами

Глава 2. Изучение опыта совершенствования работы администрации школы с педагогами

2.1 Критерии, определяющие уровень компетентности администрации школы в работе с учителями

2.2 Планирование и контроль администрацией школы работы учителей в общеобразовательной школе

Заключение

Список литературы

администрация школа педагог компетентность

Введение

Модернизация Российского образования, обновление всех компонентов образовательного процесса повысили планку требований к педагогическим работникам. Сегодня педагог должен уметь на высоком уровне, комплексно и творчески решать сложные профессиональные задачи.

Сложный и динамичный характер педагогической деятельности, обусловленный необходимостью разработки различных вариантов содержания образования, использования возможностей современной дидактики в повышении эффективности образовательных структур, определяют объективную потребность в совершенствовании системы работы с учителями в общеобразовательной школе. Согласно руководящим документам Министерства образования и науки особо подчеркивается роль работы администрации школы с учителями в целях повышения педагогического мастерства и компетентности. Следует отметить, что отдельные аспекты формирования профессиональной компетентности у преподавателей остается весьма актуальной.

Вместе с тем на практике существуют противоречия: не вполне созданы условия, помогающие педагогу сформировать у себя качества, которые требуются для успешной работы с современной педагогической ситуации; формализм в организации работы, и как следствие, отсутствие со стороны учителей стремления преувеличить совокупность умений и навыков реализации научного и практического содержания в целях решения педагогических задач средствами своей специальности.

Каковы педагогические условия, обеспечивающие эффективность совершенствования работы с учителями? Решение этой проблемы и составило цель исследования.

Объект исследования – деятельность администрации школы.

Предмет исследования – педагогические условия совершенствования работы с учителями.

Гипотеза исследования состоит в том, что работа с учителями осуществляется наиболее эффективно при условии:

если администрация школы владеет педагогической культурой, в особенности, управленческой;

если учителя обеспечены научно-методической литературой для самообразования;

если в работе с учителями присутствует разнообразие форм, методов, средств.

Исходя из этой гипотезы, сформулированы следующие задачи:

Изучить психолого-педагогическую литературу по данной проблеме.

Выявить уровень владения директором, его заместителями педагогической культурой.

Выявить педагогические условия совершенствования работы администрации школы с учителями.

Глава 1. Теоретические основы совершенствования работы администрации школы с педагогами

1.1 Сущность и содержание работы администрации школы с педагогами

Общеобразовательная школа как сложная динамическая социальная система выступает объектом внутришкольного управления. Взаимодействие участников педагогического процесса складывается как цепь последовательных, взаимосвязанных действий или функций: педагогического анализа, целеполагания и планирования, организации, контроля, регулирования и корригирования.

Сущность работы администрации школы с педагогами заключается в жизнеобеспечении коллектива школы путем планирования и контроля. Содержание деятельности заместителя директора по УВР включает в себя: обеспечение повышения профессиональной компетентности, развитие творческой инициативы, поиска и освоения новых педагогических технологий обучения, воспитания, развития, оздоровления учащихся.

Реализация программ внутришкольного повышения квалификации включает следующие этапы, результаты каждого из которых позволят сделать более эффективной деятельность администрации школы по управлению образовательным учреждением:

– диагностический – выявление уровня и состояние образовательного процесса, анализ накопленного позитивного и негативного опыта работы педагогического коллектива;

– теоретический – изучение педагогическим коллективом инновационных подходов к обучению и воспитанию учащихся, новых образовательных технологий с учетом специфики образовательного учреждения.

– практический – практическое исследование новых научных подходов, актуального педагогического опыта, соотнесение с собственной деятельностью через проведение открытых уроков, семинаров-практикумов, мастер-классов;

– контрольно-оценочный – подведение итогов работы педагогов по теме индивидуальной методической работы, а также результат работы педагогического коллектива по реализации внедрения новых педагогических технологий. Развитие системы повышения квалификации на уровне ОУ объективно требует создание условий, обеспечивающих саморазвитие каждого учителя.

Направления работы администрации школы с учителями:

1. Методическая работа с учителями школы.

Содержание: управление образовательным процессом в классном коллективе, освоение современных технологий и методик обучения и воспитания, психолого-педагогическое обеспечение образовательного процесса, исследовательская работа в классе, диагностический анализ в обучении и воспитании личности школьников.

Основные формы и методы: методические объединения, лекции, семинары, дискуссии, круглые столы, педагогические чтения, деловые игры, мозговой штурм, психолого-педагогические консилиумы, открытые воспитательные мероприятия.

2. Интруктивно-методическая работа с педагогами.

Содержание: информация и разъяснение нормативных актов и документов; освещение событий, происходящих в школе; сообщение о результатах проделанной работы и ее анализ; постановка новых целей и задач.

Основные формы и методы: оперативные совещания, планерки, отзывы, информирование, анализ и самоанализ, отчеты и самоотчеты.

3. Индивидуальная работа с педагогами.

Содержание: состоит из запланированной и незапланированной частей. Определяется конкретными потребностями и запросами педагогов.

Основные формы и методы: консультации, беседы, советы, практический показ.

4. Обмен опытом работы.

Содержание: охватывает все категории образования – цели, задачи, принципы, содержание, формы, методы, технологии.

Основные формы и методы: педагогические советы, научно-практические конференции, круглые столы, педагогические чтения, дискуссии, открытые мероприятия.

5. Работа с педагогами дополнительного образования.

Содержание: планирование деятельности с учащимися по подготовке общешкольных коллективных творческих дел, их разработка и организация, методическая учеба.

Основные формы и методы: методические объединения, индивидуальные консультации, беседы, педагогические советы.

Обязанности администрации:

– Организовывать труд педагогов и других работников школ;

– Обеспечить здоровые и безопасные условия труда и учебы;

– Осуществлять контроль за качеством образовательного процесса, выполнением образовательных программ, учебных планов, графиков;

– Своевременно рассматривать предложения работников, направленные на улучшения деятельности школы, поощрять лучших работников;

– Совершенствовать организацию труда, обеспечивать выполнение действующих условий оплаты труда;

– Принимать меры по обеспечению учебной и трудовой дисциплины;

– Соблюдать законодательство о труде;

-Обеспечивать систематическое повышение квалификации педагогическими и другими работниками школы.

Очевидно, что в каждой из перечисленных функций существенное внимание уделяется вопросам, напрямую связанным с проблемами повышения квалификации педагогов и членов школьной администрации.

1.2 Принципы, формы и методы работы администрации с педагогами

Работа администрации школы с педагогами, основывается на соблюдении ряда принципов.

Принципы управления выступают в качестве основных положений, ориентирующих в практической деятельности. К основным принципам (основополагающие, фундаментальные правила) относятся:

1. Демократизация и гуманизация (развитие инициативы не только руководителей но и учителей, учащихся, родителей).

2. Системность и целостность (взаимодействие и взаимосвязанность всех управляющих функций).

3. Оптимальное сочетание централизации и децентрализации (оптимальное сочетание и распределение полномочий при принятии решений).

4. Единство единоначалия и коллегиальности.

5. Эффективность, ориентация на конечные результаты.

6. Объективность и полнота информации; научная обоснованность (построение работы на новейших данных науки).

Между принципами и методами работы администрации школы с педагогами существует тесная взаимосвязь. Методы – это пути, способы реализации принципов, достижения намеченных целей.

Самым надежным способом преодоления профессиональных затруднений и повышения квалификации педагога является организация научно-методической работы в школе, направленная на профессиональный рост педагога и совершенствование организации образовательного процесса.

Для оказания действенной помощи педагогам в улучшении организации обучения и воспитания школьников, обобщении и внедрении передового педагогического опыта, повышении теоретического и практического уровня и педагогической квалификации научно-методическая работа осуществляется в двух направлениях:

– обучение учителя: консультации, теоретические семинары, семинары-практикумы, участие в работе творческих групп;

– распространение опыта работы учителя: семинары, конкурсы, открытые уроки, научно-методический совет, педсовет, издание методических разработок, выпуск методических бюллетеней, разработка личных Интернет-сайтов учителей.

Методическая работа в школе наиболее эффективна, если она организована как целостная система. Ее успех зависит от заинтересованности педагогов в профессиональном развитии, от удовлетворенности коллектива организацией образовательного процесса в школе. Чем больше удовлетворен учитель своей работой, тем больше он заинтересован в совершенствовании своего мастерства. Перед руководителем методической службы школы стоит задача помочь учителю углубить различные аспекты его профессиональной подготовки. Чтобы содержание методической работы отвечало запросам педагогов и способствовало саморазвитию личности учителя, работа планируется с учетом профессиональных затруднений коллектива. Планированию методической работы предшествует глубокий анализ каждого из ее звеньев с точки зрения влияния их деятельности на рост педагогического и профессионального мастерства учителя.

Анализ методической работы ведется по плану: статистика педагогических кадров по образованию, стажу, возрасту, квалификационным категориям; обеспеченность школы педагогическими кадрами; анализ работы методсовета, предметных методических объединений, творческих лабораторий и других форм, направленных на повышение квалификации педкадров; актуальность тем педсоветов, семинаров, конференций, педагогических чтений и других форм работы; итоги работы над методической темой, использование достижений педагогической науки.

Ведущая роль в управлении методической работой как целостной системы принадлежит методическому совету. Он призван координировать работу различных служб школы и творческих педагогов, стремящихся осуществлять преобразования в школе на научной основе. Методический совет является главным консультативным органом школы по всем вопросам методического обеспечения образовательного процесса. Членами совета являются руководители предметных методических объединений, психолог, библиотекарь, творчески работающие учителя. Заседания методического совета проводятся каждый учебный период и, как правило, предшествуют заседаниям методических объединений и проблемных групп, так как на методический совет выносятся важные вопросы, связанные с управлением образовательным процессом школы, вырабатываются предложения по их реализации. А затем эти предложения предваряются в жизнь предметным методическими объединениями, проблемными группами, психологической службой.

Основными направлениями методической службы являются:

1. Организация исследования, анализ, координация и коррекция работы членов методического объединения по проблемам образовательной деятельности школы, повышение уровня квалификации педагогов, а также уровня обученности, воспитанности и развития учащихся.

Предметные методические объединения объединяют педагогов одной специальности или смежных дисциплин ориентированных на экспериментальную деятельность. Руководитель назначается методическим советом из числа высококвалифицированных педагогов, глубоко заинтересованных в решении проблем школы. Планирование работы осуществляется руководителями методических объединений с учетом основных направлений экспериментальной работы школы.

2. Обеспечение условий для непрерывного профессионального мастерства учители с учетом основных направлений опытно-экспериментальной работы школы.

Методическая учеба ведется и с педколлективом в целом, и с отдельными учителями. Поиск эффективных связей педагогической теории и школьной практики осуществляют группа учителей, активно работающих по экспериментальному внедрению новых и передовых технологий образования, группа учителей, которая занимается разноуровневой дифференциацией и ведением мониторинга развития коллектива. «Изучение новых технологий, разработка программ эксперимента, отслеживание результатов экспериментальной деятельности, выработка рекомендаций педагогам школы – вот ряд основных задач, которые решают творческие группы учителей» [11].

Однако в системе повышения профессиональной компетентности учителя ведущим компонентом является сама личность педагога, ее индивидуальные особенности, личностные качества, отношение к обновлению содержания и организации учебного процесса школы. Поэтому залог успешной работы это тесный контакт администрации с учителями, четкое представление об их творческих возможностях, человеческих качествах, интересах, стремлениях, профессиональных трудностях. Мало спланировать и организовать методические мероприятия (консультации, семинары, практикумы), надо включить в работу и самих педагогов. То есть при планировании работы исходить не из собственного представления о профессионализме сотрудников, а из видения учителем проблем своей подготовленности и педагогической деятельности.

С учетом уровня профессиональной подготовки, который сами педагоги определяют для себя на основе анкетирования, всех учителей школы можно поделить на три группы: 1) группа молодого учителя; 2) группа совершенствования педагогического мастерства; З) группа высшего педагогического мастерства.

Каждой группе оказывается практическая помощь по вопросам профессиональных затруднений в виде памяток, методических рекомендаций, подбора справочного материала на запросы учителей, проводятся индивидуальные и групповые консультации.

3. Оказание помощи учителю в работе по самообразованию.

Вначале каждого учебного года вниманию педагогов предлагается перечень возможных тем для самообразования, непосредственно связанных с методической темой школы. Каждое методическое объединение готовит список литературы, делает обзор предметных газет и журналов – это помогает учителю сориентироваться в потоке педагогической информации, подобрать материал для работы над своей темой, В то время, когда учителя выбирают темы для самообразования, планируется индивидуальная помощь педагогу в виде памяток, консультаций, занятий: «Как выбрать тему для самообразования», «Как работать над методической темой», «Как оформить творческий отчет по самообразованию».

Особого внимания требуют молодые учителя, которые с первого учебного дня должны включиться в интенсивный ритм образовательного процесса и у которых еще не хватает опыта и профессионализма. Задача руководителей предметных методических объединений подумать о наставничестве и обеспечить им поддержку и квалифицированную помощь со стороны коллег-предметников, поэтому в плане работы предметных кафедр обязательным является раздел «Работа с молодыми специалистами».

Повышению квалификации педагогов способствует и работа аттестационной комиссии школы.

4. Информационное обеспечение образовательного процесса.

Администрация школы по возможности должна обеспечивать учителей материалами, необходимыми в его постоянном труде: методическими рекомендациями, памятками, таблицами, пособиями, справочными материалами и пр.

5. Обеспечение условий для изучения, обобщения и распространения передового опыта.

Выявить творческий потенциал учителя, изучить его опыт, увидеть в нем ценность для других педагогов коллектива, наладить тесное сотрудничество между отдельными членами коллектива и группами работников – это далеко не простая задача для руководителя методической работой. «Нужно создать такую образовательную среду, в которой одни учителя получали бы необходимый им передовой педагогический опыт, а другие – возможность самовыражения, раскрытия профессионального и творческого потенциала» [23, 347]. Создать необходимую среду помогают такие формы методической работы, как творческие отчеты учителей по темам самообразования, открытые уроки аттестуемых учителей, проведение «Дней мастерства», «Панорам методических идей», конкурсы «Учитель года», «Самый классный, классный», «круглые столы» по обмену опытом.

6. Обеспечение внеклассной работы по учебным предметам.

Целью является создать условия для развития познавательных и интеллектуальных способностей учащихся через различные формы внеклассной работы по предметам.

7. Обеспечение контрольно-аналитической экспертизы.

Без серьезного, глубокого анализа систему работы не построить. Любой управленческий цикл состоит из: анализа работы, планирования, организации, регулирования, контроля, коррекции.

Для успешного осуществления методической работы в школе контроль необходимо проводить в течение всего учебного года. Он выявляет степень реализации задач, поставленных перед коллективом, помогает своевременно регулировать и корректировать уровень профессионального мастерства учителя, а также отслеживает динамику развития педагогического коллектива. Данные собираются и классифицируются по определенной системе, созданной руководителем методической службы. Таблицы, сетевые графики, диаграммы по контролю за процессом развития педагогического коллектива представляют собой базу данных, которая поможет сделать глубокий анализ и своевременно осуществить коррекционную работу, направленную на устранение недочетов.

Глава 2. Изучение опыта совершенствования работы администрации школы с педагогами

2.1 Критерии, определяющие уровень компетентности администрации школы в работе с педагогами

Работа администрации школы с педагогами направлена, как уже говорилось выше, на повышение их уровня педмастерства и компетентности.

Профессиональная компетентность может рассматриваться, как своеобразный ответ на проблемную ситуацию в образовании, которая возникла вследствие противоречий между необходимостью обеспечить современное качество и невозможностью решить эту задачу традиционным путем за счет дальнейшего увеличения объема информации. «Ориентация требований к уровню подготовки учеников на основании компетентного подхода допускает другое структурирование содержания и организации образовательного процесса, в частности профессиональной компетентности учителя, относительно формирования культуры мышления учеников» [15].

Что же включает в себя понятие «профессиональная компетентность»? Чем она отличается от привычных, встречающихся в педагогической литературе знаний, умений, навыков?

Анализ научных педагогических исследований В.А. Адольфа, Н.В. Кузьминой, А.К. Марковой, Э.Ф. Зеера, В.А. Сластенина, Т. Ф. Лошаковой и практика отечественного образования свидетельствуют о возрастающем интересе к вопросам, касающимся профессиональной компетентности педагогических кадров. По мнению А.К, Марковой профессионально компетентным является «такой труд учителя, в котором на достаточно высоком уровне осуществляется педагогическая деятельность, педагогическое общение, реализуется личность учителя… при этом компетентность учителя определяется также соотношением в его реальном труде того, каковы его профессиональные знания и умения, с одной стороны, и профессиональные позиции, психологические качества – с другой» [13].

Достижение нового качества образования в процессе модернизации в значительной степени зависит от обеспечения системы образования высококвалифицированными кадрами. Решение проблем развития образования и качественных его перемен связывается с изменениями и в педагогической деятельности, и в системе повышения квалификации.

Актуальность проблемы внутришкольного повышения квалификации, которое рассматривается как составная часть системы непрерывного повышения квалификации педагогов, в современных условиях обусловлена двумя группами факторов, связанных, с одной стороны, с тенденциями изменения в самой системе повышения квалификации, с другой – с задачами управления современной школой.

Во-первых, меняющаяся ситуация в системе образования формирует новые образовательные потребности педагогов. Если раньше повышение качества профессионального уровня учителя осуществлялось посредством наращивания количества знаний о новых методиках, приемах, технологиях и умениях за счет копирования их в своей деятельности, то в настоящее время способы должны определяться исходя из новой цели: подготовка учителя как субъекта профессиональной деятельности, социальной жизни, субъекта личностной самореализации, самоактуализации и самоорганизации.

Во-вторых, все более явственной становится тенденция изменения форм повышения квалификации. Вместо работы по опыту другого учителя возникает стремление работать вместе с другими учителями, анализировать, критиковать, передавать умения, знания; в результате формируется культура общения, профессиональный язык, происходит освобождение от косности, стереотипов, наблюдается развитие профессиональной компетентности и независимости, создаются модели сотрудничества на базе школы.

В-третьих, особую значимость приобретает выстраивание системы внутришкольного повышения квалификации для обеспечения потребностей инновационного развития и решения специфических задач, стоящих перед конкретным образовательным учреждением.

Одним из способов оценить профессиональную компетентность учителя является аттестация, цель которой определить соответствие уровня профессиональной компетентности педагогических работников требованиям тарифно-квалификационных категорий при присвоении им соответствующей квалификации.

На основе тарифных требований вырабатываются критерии оценки деятельности учителя, являющиеся элементом модели оценивания.
Аттестация проводится по широкому кругу выработанных и согласованных критериев, охватывающих все стороны профессиональной деятельности учителя. Учителям предъявляются такие квалификационные требования:

1. Уровень подготовленности учащихся.

2. Результативность инновационной деятельности.

3. Применение методов диагностики креативных возможностей обучающихся.

4. Организация самообразования обучающихся.

5. Апробация собственной педагогической технологии и ее эффективность.

6. Создание условий для реализации творческих возможностей обучающихся и др.

В настоящее время в теории и на практике наработаны ценные положения и опыт целевого, организационного, мотивационно-стимулирующего, содержательно-технологического, оценочно-результативного и социально-психологического обеспечения профессионального и личностного развития специалиста в профессиональной деятельности.

Исходя из вышеизложенного, профессиональную компетентность учителя можно представить как «интегративное, многоуровневое качественное образование, но, к сожалению, управленческий аспект в контексте профессиональной компетентности педагога минимизирован и выражен только косвенно» [7].

Критерии, определяющие уровень компетенции администрации школы в работе с учителями.

– эффективность управленческой деятельности;

– результативность деятельности образовательного учреждения;

– результаты аттестации образовательного учреждения.

– владение администрацией школы педагогической культурой, в особенности, управленческой.

– учителя обеспечены научно-методической литературой для самообразования.

– в работе с учителями присутствует разнообразие форм, методов, средств.

Вместе с тем педагог должен осознать необходимость повышения собственной профессиональной компетентности. Отсюда вытекает необходимость мотивации и создания благоприятных условий для педагогического роста. Необходимо создать те условия, в которых педагог самостоятельно осознает необходимость повышения уровня собственных профессиональных качеств. Педагог должен быть вовлечен в процесс управления развитием школы, что способствует развитию его профессионализма.

«Развитие профессиональной компетентности – это динамичный процесс усвоения и модернизации профессионального опыта, ведущий к развитию индивидуальных профессиональных качеств, накоплению профессионального опыта, предполагающий непрерывное развитие и самосовершенствование» [17].

В заключение вышесказанного добавим, что педагогическое мастерство в большей степени зависит от личных качеств педагога, а также от его знаний и умений. Каждый педагог – это личность. Личность педагога, ее влияние на воспитанника огромно, ее никогда не заменит педагогическая техника.

2.2 Планирование и контроль администрацией школы работы учителей в общеобразовательной школе

Решение задач, поставленных перед системой народного образования, во многом зависит от эффективности методической работы, проводимой внутри школы. На качество методической работы влияют многие факторы, такие, как использование разнообразных форм и методов, создание определенных организационно-педагогических условий, способствующих развитию творчества учителей. На поиск новых форм методической работы постоянно подталкивает и то, что учителя не всегда охотно участвуют в традиционных методических мероприятиях. Поэтому все чаще стали использоваться активные формы обучения в проведении заседаний педагогических советов, ШМО и др. Активизация участников различных структур и форм методической работы является, сегодня одной из актуальных проблем повышения профессионального уровня педагогов. К таким активным методам обучения относятся: ролевые и деловые игры, «мозговая атака», моделирование, дискуссия, «круглый стол» и т.д.

Эффективность и целесообразность использования активных методов обучения состоит в следующем:

-они позволяют увязывать обучение с условиями практической деятельности,

-повышают степень усвоения содержания и ускоряют процесс формирования умений и навыков,

-помогают ясно и последовательно излагать свои мысли, прибегать к различным источникам информации,

-предусматривают коллективную мыследеятельность и активное участие всех без исключения.

Актуальность ДИ (деловой игры), как одной из активных форм организации повышения уровня педагогической компетенции, именно в том, что она позволяет ее участникам раскрыть себя, научиться занимать активную позицию, испытывать себя на профессиональную пригодность, совершенствоваться в профессионализме. ДИ направлена на развитие профессионально значимой личности. Большинство авторов предлагают учитывать такие критерии при классификации типологии деловых игр:

1. По назначению это могут быть:

-учебные игры,

-научно-исследовательские,

-проектировочные.

2.По широте охвата вопросов игры могут быть:

-ситуативные,

-функциональные,

-комплексные.

3. По уровню процессов управления ДИ подразделяются в зависимости от категории участников и уровня проведения.

В системе обучения взрослых используется несколько модификаций деловых игр:

– имитационные игры,

– операционные игры,

– исполнение ролей,

– метод инсценировки.

В целом весь процесс организации игр и их проведения можно разделить на 4 основных этапа:

1. Вводная теоретическая часть в форме лекции или самостоятельного изучения необходимого теоретического материала.

2. Моделирование игры:

-определить тему и содержание (педагогическую проблему, объем теоретической информации и практических умений, подлежащих усвоению),

-сформулировать общую дидактическую цель игры, ее задачи.

После этого начинается непосредственная разработка материалов деловой игры или сценария. Она включает разработку проекта ДИ или сценария с описанием конкретной педагогической ситуации, в которой участникам игры предстоит имитировать свою деятельность соответственно исполняемой роли. Разрабатываются общие правила игры, а также подробные инструкции для игроков и руководителя игры. Здесь же следует предусмотреть описание организации проведения занятий, составление заданий для участников игры, определение ожидаемых результатов.

Проведение игры в соответствии с разработанной моделью.

Время игры зависит от ее содержания и конкретных задач.

Подведение итогов игры, подробный анализ, оценка ее роли и значение.

При организации ДИ важно помнить о необходимости реализации в ходе их проведения принципа самовыражения. Человек не хочет быть хуже других, он хочет, чтобы его заметили, услышали его точку зрения, оценили его позицию. Порядок взаимодействия участников игры определяется сценарием и установленными правилами:

«Умей слушать и слышать!»,

«Уважай мнение других!»,

«Критикуя, предлагай!»,

«Обсуждаются только идеи и никогда люди».

При проведении ДИ возникали следующие трудности:

1. Участники не вступали в игру или вступали в нее формально. В этом случае ведущий играл сам или выбирал наиболее инициативных и подготовленных исполнителей. Можно стимулировать игровую деятельность с помощью вопросов типа: “Я думаю действовать так, но сам пока не разобрался. Что вы мне посоветуете?”

2. Игра затягивалась, так как участники не могли найти правильное решение. Ведущий вводил дополнительные средства, помогающие участникам достичь цели.

3. Игровые действия не развивались, поскольку участники не могли наладить взаимодействие. В таком случае уточнялись роли, повторно формулировались задачи.

4. Игра переходила в конфликтную ситуацию. Ведущий снимал конфликт, ликвидируя предмет спора, или вводил в игру новые данные или новые правила, которые нейтрализовали участников конфликта.

Чтобы избежать многих трудностей, чтобы участники чувствовали себя более комфортно во время проведения игры, необходимо организовать правильную теоретическую подготовку по предложенной теме, как коллективную, так и индивидуальную, т.е. участники должны быть вооружены теоретическими основами решаемой проблемы и должны владеть исследовательскими умениями и подходами в поиске ее практического разрешения. Потребность проведения деловых игр обусловлена тем, что, с одной стороны,- это наиболее активная форма повышения квалификации педагогических кадров вообще, а с другой – деловая игра ориентирована своим содержанием на предупреждение развития профессиональных затруднений учителей.

В завершении представим методические рекомендации для руководителей школ:

1.Обеспечить углубленную и целенаправленную взаимосвязь педагогики и психологии в организации личностного и профессионального саморазвития педагогического коллектива школы;

2.Организовать постоянно действующий научно-практический семинар для учителей по психолого-педагогическим проблемам, в том числе, по проблеме психолого-педагогической компетентности учителя;

3.Стимулировать учителей к постоянному самоанализу и самооценке своей личности, педагогического общения и педагогической деятельности;

4.Приглашать специалистов: физиологов, психотерапевтов, психологов для индивидуальной и групповой работы по проблеме психолого-педагогической компетентности учителя с педагогическим коллективом (тренинговые занятия, индивидуальные и групповые консультации);

5.Внедрять в школьную практику диагностические и коррекционные методики по самопознанию и саморегулированию своей личности, педагогического общения и педагогической деятельности.

Методические рекомендации для учителей:

1.Выработать и осознать индивидуальный стиль своей педагогической деятельности, педагогического общения;

2.Изучать литературу по проблеме психолого-педагогической компетентности;

3.Постоянно заниматься самопознанием своих личностных и профессиональных особенностей, чтобы полностью использовать свои возможности в учебно-воспитательном процессе;

4.Выработать у себя умение анализировать учебно-воспитательный процесс, что позволит своевременно выявить профессиональные затруднения и ошибки;

5.Осознать, что умение разрешать конфликтные ситуации на практике является жизненно необходимым и отрабатывать у себя практические навыки решения конфликтных ситуаций;

6.Повышать свой уровень психолого-педагогической компетентности как личностную и профессиональную ценностную ориентацию;

7.Заниматься самообразовательной деятельностью или пройти курсы повышения квалификации по проблеме психолого-педагогической компетентности учителя;

8.Для приобретения адекватной личностной и профессиональной самооценки постоянно анализировать свой жизненный и профессиональный опыт;

9.При возникновении личностных и профессиональных затруднений обращаться за помощью к специалистам: психологам, психотерапевтам, физиологам, социальным педагогам.

Заключение

Перед тем как подвести итоги, нужно отметить, что деловая игра как форма методической работы с педагогическими кадрами, с одной стороны, своими задачами, содержанием и средствами ориентирована на личность педагога и его профессиональное развитие и саморазвитие. С другой стороны деловая игра является практико-ориентированной, т.к. призвана совершенствовать педагогическую практику учителя и помогать решать учителю те учебно-педагогические задачи, которые сдерживают достижение им успехов в конкретной педагогической ситуации. Для многих учителей, особенно старшего поколения, трудно найти стимул для изучения нового теоретического материала, а вот участие в деловой игре, где придется самим отстаивать свою позицию, очень помогает в поиске этого стимула. Вместе с тем, не следует считать ее идеальной, полностью и эффективно обеспечивающей повышение профессионального уровня учителя. Точнее было бы ее рассматривать как одну из форм в системе внутришкольного повышения квалификации педагогов, без которой уровень целостности, а следовательно, и результативности этой системы в современных условиях резко занижается.

Таким образом, работа администрации школы с учителями складывается из нескольких направлений. Педагогическая культура включает всю систему исторически сложившихся в данном обществе механизмов передачи научных знаний и нравственных ценностей молодому поколению. Разумеется, педагогическая культура невозможна без материально-технического оснащения. Здесь и пополнение школьной библиотеки необходимыми книгами и журналами, и выписка периодических изданий, и организация заказов учителей на новые книги по педагогически дисциплинам. Важным условием является также наличие современных методических разработок, упражнений, задач, сценариев деловых игр, памяток, алгоритмов и других методических документов.

Кроме этого, следует учитывать и большую нагрузку учителей, сложность проблем методической работы, и для этого необходимо обеспечить должный уровень стимулирования и мотивации этой деятельности. Прежде всего, этому способствует создание в коллективе творческий атмосферы. «В создании благоприятного морально-психологического климата неоценимую роль играет личный пример руководителей школы и лучших учителей» [6].

Истинно творческую, инициативную педагогическую деятельности создают условия: стремление к высокой культуре педагогического труда, соблюдение этики взаимоотношений, демократизм, такт.

Список литературы

1. Бордовская, Н. В. Педагогика : учебник для вузов / Н. В. Бордовская, А. А. Реан. – СПб. : Питер, 2000. – 304 с.

2. Быкова, В. Г. Внутришкольный контроль / В. Г. Быкова // Завуч. – 2003. – № 6. – С. 69-95

3. Диагностика успешности учителя : сборник методических материалов для руководителей школ / сост. Т. В. Морозова. – М. : Педагогический поиск, 2001. – 160 с.

4. Жук, Н. Н. Система внутришкольного административного контроля / Н. Н. Жук // Директор школы. – 2005. – №1. – С. 21-31

5. Захарова, Л. Н. Профессиональная компетентность учителя и психологопедагогическое проектирование : учеб. пособие / Л. Н. Захарова, В. В. Соколова, В. М. Соколов. – Н. Новгород: Нижегор. гуманит. центр, 1995. – 136 с.

6. Ковалев, В. П. Основы управления педагогическими системами : учеб. пособие / В. П. Ковалев. – Чебоксары : ЧГПУ, 2000. – 220 с.

7. Коммуникативная культура учителя (методические материалы к аттестации): учебно-методическое пособие / автор-составитель Фромушкина О. В. – СПб. : ЛОИУУ, 1966. – 244 с.

8. Концепция структуры и содержания общего среднего образования (12-летняя школа) : сборник науч. трудов / под ред. Ю. И. Дика, А. В. Хуторского. – М. : ИОСОРАО, 2000. – 488 с.

9. Кравченко, А. И. Культурология : учеб. пособие для вузов. / А. И. Кравченко. – 3-е изд., перераб. – М. : Академический Проект, 2002. – 496 с.

10. Лебедева, В. В. Положение о внутришкольном контроле / В. В. Лебедева // Завуч. – 2006. – №7. – С. 107-112

11. Лошакова, Т. Ф. Педагогическое управление созданием комфортной среды в образовательном учреждении: монография / Т. Ф. Лошакова. – Екатеринбург : Дом учителя, 2001. – 255 с.

12. Максимов, В. Г. Педагогическая диагностика в школе : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. Г. Максимов. – М. : Академия, 2002. – 272 с.

13. Маркова, А. К. Психология труда учителя : книга для учителя / А. К. Маркова. – М. : Просвещение, 1993. – 192 с.

14. Нормативное обеспечение воспитательной работы в школе : сборник документов и методических рекомендаций / авт.-сост. В. П. Манухин. – М. : АРКТИ, 2005. – 184 с.

15. Педагогика: учеб. пособие / под ред. П. И. Пидкасистого. – М. : Российское педагогическое агентство, 1995. – 638 с.

16. Питюков, В. Ю. Основы педагогичесакой технологии : учебно-практическое пособие / В. Ю. Питюков. – 2-е изд., перераб. – М. : Гном-Пресс, 1999. – 192 с.

17. Планирование воспитательной работы в классе : методическое пособие / под ред. Е. Н. Степанова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : ТЦ Сфера, 2008. – 160 с.

18. Подласый, И. П. Педагогика. Новый учебный курс : учеб. для студ. высш. учебн. Заведений : в 2 кн. Кн. 1 / И. П. Подласый. – М. : ВЛАДОС, 2003. – 576 с.

19. Подласый, И. П. Педагогика. Новый учебный курс : учеб. для студ. высш. учебн. заведений : в 2 кн. Кн. 2 : Процесс воспитания / И. П. Подласый. – М. : ВЛАДОС, 1999. – 256 с.

20. Рожков, М. И. Организация воспитательного процесса в школе : учеб. пособие для студ. высш. учебн заведений / М. И. Рожков, Л. В. Байбородов. – М. : ВЛАДОС. – 2000. – 256 с.

21. Сарычев С. В. Педагогическая психология : учеб. пособие / С. В. Сарычев, И. Н. Логвинов. – СПб .: Питер, 2006. – 224 с.

22. Сибирцова, Г. Н. Настольная книга заместителя директора школы по воспитательной работе : методическое пособие / Г. Н. Сибирцова. – 5-е изд., доп. и перераб. – Ростов н/Д : Феникс, 2006. – 416 с.

23. Сластенин, В. А. Педагогика : учеб. пособие / под ред. Сластёнина В. А. – М. : Школа-Пресс, 2000. – 512 с.

24. Токарева, Г. С. Анализ урока. Материалы к организации внутришкольного контроля / Г. С. Токарева // Образование в современной школе. – 2006. – №1. – С. 16-34

25. Щуркова, Н. Е. Классное руководство: теория, методика, технология : учеб. пособие / Н. Е. Щуркова. – М.: Педагогическое общество России. – 2000. – 256 с.

Матвей Ковалёв
Матвей Ковалёв
Закончил ВГУ факультет философии и психологии. Моя основная работа – преподавание, но в свободное время я занимаюсь репетиторством и написанием студенческих работ на сайте «Диплом777». В компании работаю шесть лет. Нравится помогать студентам в учебе, начиная от написания рефератов и эссе и заканчивая созданием курсовых и дипломных проектов.
Поделиться курсовой работой:
Поделиться в telegram
Поделиться в whatsapp
Поделиться в skype
Поделиться в vk
Поделиться в odnoklassniki
Поделиться в facebook
Поделиться в twitter
Похожие статьи
Раздаточный материал для дипломной работы образец

Когда студент выходит на защиту перед экзаменационной комиссией, ему требуется подготовить все необходимые материалы, которые могут повысить шансы на получение высокого балла. Один из таких

Читать полностью ➜
Задание на дипломную работу образец заполнения

Дипломная — это своеобразная заключительная работа, которая демонстрирует все приобретенные студентом знания во время обучения в определенном вузе. В зависимости от специализации к исследовательским работам

Читать полностью ➜