Детальное изучение опыта формирования системы стимулирования персонала в зарубежных гостиничных предприятиях, анализ существующей системы стимулирования гостиниц России, сводимого только к регулированию оплаты труда, позволяет разработать и внедрить в практику новые подходы к управлению стимулированием персонала по таким направлениям, как применение материальных и нематериальных форм стимулирования персонала, различных систем участия в прибылях, системы коллективного премирования, индивидуализацию заработной платы, моральные стимулы, стимулирование работников, занимающихся творческим трудом, путем применения свободного графика работы, гуманизации труда; карьерный и профессиональный рост; социальные льготы [12].
1.3 Влияние стимулирования труда на эффективность использования трудовых ресурсов
Сегодня признаки деградации работников в сфере труда отчетливо видны в Российской Федерации. Тенденция в нашей стране все еще набирает обороты, что негативно сказывается на социальной, экономической, кадровой и других сферах деятельности. Именно поэтому стоит говорить об эффективной и продуктивной работе организации в целом, профессиональном развитии и стимулировании сотрудников.
Организации в настоящее время думают, в первую очередь, об управлении мотивацией и стимулированием работы персонала, что является наиболее сложной частью управления людьми.
Чтобы организация рационально и эффективно использовала все имеющиеся ресурсы, а также разумно использовала свой персонал, необходимо стимулировать сотрудников всеми возможными способами. Ведь основной целью использования стимулирования является максимизация отдачи от работы и квалифицированной работы сотрудников. Это улучшает работу на предприятии, а также повышает его прибыльность, что положительно сказывается на общей деятельности организации.
Поэтому понятие «стимулирования» с управленческой точки зрения представляет собой процесс побуждения людей к работе, в котором используются мотивы поведения человека для достижения личных целей и поставленных задач организации.
Из этого можно сделать вывод, что стимулирование — это импульс действия, который вызван внешними и внутренними факторами, а также связан с удовлетворением жизненных потребностей человека. Чем активнее человек проявляет себя в работе, тем больше вероятность, что он удовлетворит свои потребности, которые влияют на его благополучие. Тем не менее, предприятия не должны забывать о стимулах, вознаграждениях и льготах, которые вдохновляют на работу сотрудников. Как только организация сможет правильно выбрать методы мотивации и стимулирования сотрудников, она сможет осуществлять эффективную финансовую и кадровую деятельность в целом.
Производительность труда характеризуется затратами живого и овеществленного труда. Трудоемкость изготовления затрат живого и овеществленного труда на единицу продукции снижается, в результате чего увеличивается объем выпуска, который ведет к экономическому росту и улучшению жизненного уровня населения в целом. Производительность живого труда характеризуется затратами рабочего времени в данном производстве на данном предприятии. Повышение производительности живого труда сначала приводит к росту выработки отдельного сотрудника, а затем к увеличению его заработной платы и уровня жизни. Для повышения эффективности труда на рабочем месте должны быть созданы условия, позволяющие работнику не только выполнять свою работу без простоев, вызванных влиянием внешних факторов, но и стремиться к комплексному высвобождению внутренних резервов производительности, как своих собственных, так и предприятия в целом. В условиях реформирования рыночных отношений именно оплата труда является главным стимулом, с помощью которого можно влиять на мотивацию работников. Стимулирование оплаты труда способствует повышению мотивации работников к труду и повышению уровня производительности труда.
Подведем итоги. Система стимулирования персонала российских гостиничных предприятий должна четко определять цели, устанавливать виды стимулирования в соответствии с результатами, определять систему оценки, период и сроки выплат вознаграждения.