И. Б. Гриншпун выделяет такие компоненты толерантности, как когнитивный компонент, включающий возможность понимания «чужой системы конструктов» в содержательном и структурном плане; волевой компонент, определяющийся сформированностью средств саморегуляции в ситуациях фрустрации; поведенческий компонент, включающий поступки, направленные на установление контакта, избегание непродуктивных конфликтов или их продуктивное разрешение; рефлексивный компонент, означающий способность к перестройке неадекватных установок, отношений и поступков [14, c. 65].
Изучая толерантную личность необходимо понимать сущность, психолого-педагогические особенности и структурно-содержательные характеристики толерантности.
Е.Ю. Клепцова считает, что изучая толерантность необходимо учитывать, что толерантность проявляется в случаях, когда мнения, оценки, верования, поведение и т. п. других людей не совпадают с мнениями, оценками, ожиданиями субъекта взаимодействия. Толерантность помогает приспособиться к новым неприятным факторам. Она носит адаптивный характер. В основе толерантности лежит терпение, самоконтроль, самообладание, это дает человеку возможность быть менее чувствительным к стрессу. Здесь автор отмечает ее отличие от терпимости, т.к. ее механизмом является наоборот принятие чего – либо, пассивность в ситуации [22, c. 123].
Согласно Е. Ю. Клепцовой адаптивная функция толерантности определяет его способность в проблемных и кризисных ситуациях активно взаимодействовать с внешней средой с целью восстановления своего нервно-психического равновесия, успешной адаптации, недопущения конфронтации и развития позитивных взаимоотношений с собой и окружающим миром.
Наряду с толерантностью выделяется такой ее компонент, как интолерантность. Интолерантность подразумевает отсутствие терпимости и активное неприятие другого в своих крайних формах, в некоторых случаях она может перерастать в отношение к другому человеку как к врагу. Многие моменты, связанные с внутренней структурой и сущностью толерантности, проясняются в возрастном подходе к этой проблеме. В возрастной психологии установлено особое значение подросткового периода для становления этого качества личности. Одним из ключевых противоречий развития личности в подростковом возрасте является соотношение толерант-ность-интолерантность. Интолерантность бывает двух видов -конструктивная и деструктивная. Конструктивная интолерантность способствует самоидентификации и становлению толерантности. У подростков и юношей с деструктивной интолерантностью происходит слияние образа врага и антипода. У подростков и юношей с конструктивной интолерантностью характеристики себя, своего антипода и врага качественно различаются между собой» [38, c. 26].
А. Г. Асмолов считает, что крайней степенью проявления интолерантности является геноцид. С его точки зрения, геноцид – выражение предельной интолерантности к другому образу жизни, к другой культуре, проявляющееся в стремлении к их фактическому уничтожению [2, c. 6].
Е. И. Касьянова отмечает, что толерантность это необходимое качество личности, которое проявляется в определённых угрожающих ситуациях. В таких ситуациях толерантность помогает устранить возникшие негативные чувства (непринятие, отрицание) и преобразовать их в уважение, принятие, понимание. Авто отмечает творческо-деятельностный характер толерантности. Толерантный человек строит отношения с другими основываясь на уважении и равноправии [21, c. 130].
А. Д. Сидорова выделяет три типа взаимодействия, которые соответствуют толерантности: диалог, сотрудничество и опека. При таких отношениях толерантный человек проявляет высокий уровень эмпатии, он умеет чувствовать партнера, умеет принять его таким, каков он есть, у него отсутствуют стереотипы в восприятии других, отличается гибким мышлением, склонен адекватно приминать и оценивать свою личность [45, c. 157].
Таким образом, данный теоретический анализ позволяет нам придти к выводу, что исследователи, изучая толерантность с разных сторон, не достигают точности и глубины данного понятия. Часто, они отождествляют толерантность с терпимостью. Вслед, за А. Н. Петуховой и Г. У. Солдатовой, мы считаем, что толерантность это более широкое понятие. Его главное отличие от терпимости, это отсутствие в толерантности пассивности и терпения негативных факторов. Толерантность подразумевает доброжелательность, готовность к уважению и сотрудничеству, готовность принять и понять другие жизненные позиции, не испытывая при этом негативных и конфликтных эмоций.
Толерантность – это неоднозначная и многоаспектная проблема, которые затрагивает философию, политику, психологию, этику, педагогику и другие науки. В нашем исследовании под толерантностью мы понимаем сознательное поведение, характеризующее способность индивида в проблемных и кризисных ситуациях активно взаимодействовать с внешней средой, с целью позитивного восприятия окружающего мира.
Соотношение тревожности и толерантности у студентов
- Виктор Андреев
- Психология
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Виктор Андреев
Я являюсь кандидатом психологических наук. Работаю преподавателем 21 год. Окончил НГМУ (факультет социальной работы, клинической психологии и менеджмента). Создал 4 монографии и 2 диссертации. Поскольку загруженность на основной работе небольшая, я подрабатываю на сайте «Диплом777» написанием контрольных, рефератов, сочинений. Во время сессии пишу курсовые проекты.