Главным регулятором человеческого поведения на всех этапах общественного развития кроме правовых норм, являются моральные нормы. Мораль – это исторически сложившаяся в общественном сознании система принципов, понятий, норм поведения, основанная на идеалах добра и зла, должного и справедливого в отношениях людей. Мораль бывает индивидуальной (формируется в сознании отдельного индивида), групповой и общественной (приемлемой для большинства членов общества). Уже на самых ранних стадиях развития общества люди вырабатывали определённые социальные установления (регуляторы). В числе первых таких регуляторов можно назвать табу, обычай, мифы, сказания, которые выступали одновременно в качестве норм организации общественной жизни, норм первобытной морали и религиозных норм.
Однако, регуляторы социального поведения, не раскрывают сущности морали, она имеет иную природу, иной источник. Так, например, И. Кант рассматривает мораль через поступок, выражением которого и является моральное побуждение: «…когда никакая склонность уже больше не побуждает человека, он совершает поступок без всякой склонности, исключительно из чувства долга, — вот тогда только этот поступок и приобретает свою настоящую моральную ценность».
В основе этого поведения лежит чувство долга, мораль, не обусловленная рациональностью и интеллектом. Как отмечает Ф. А. фон Хайек: «Человек, безусловно, не знает всех правил, которые управляют его действиями, в том смысле, что он не способен выразить их словами».
Слово «мораль» происходит от латинского moralitas, moralis, mores что в переводе означает традиция, народный обычай, позднее нрав. Самый распространенный подход осмысления морали трактуется как способ регуляции поведения людей. В словаре С.И. Ожегова мораль трактуется как нравственные нормы поведения, отношений с людьми, а также сама нравственность. Моральный, то есть высоконравственный, соответствующий правилам морали. Под нравственностью С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова понимают внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, и в то же время, это правила поведения, определяемые этими качествами.
Цель осознается людьми через такие категории, как «благо», «добро» «зло», «добродетель». Предметом осмысления морали выступают также такие понятия, как «нормы и принципы поведения», «честь», «достоинство» и другие. По аргументации Р. Нозика жесткие моральные ограничения ставят пределы тому, как люди могут вести себя по отношению друг к другу. Как пишет американский философ, термины «правильно», «должен», «следует» нужно объяснять через то, что является «наибольшим благом», которое содержит все моральные цели или подразумевается в качестве такового.
Дж. С. Милль рассматривает мораль как совокупность правил, которыми люди руководствуются в своих поступках. Т. Гоббс описывает мораль естественного общества, выраженная в своде заповеданных Богом естественных законов, и мораль политического общества, выраженная в позитивном праве. Т. Гоббс, в своих исследованиях, приходит к следующим выводам, что, во-первых, мораль утверждается в противоположность спонтанным и эгоистическим устремлениям естественного человека, она направлена на обеспечение мира и стабильности в отношениях между людьми и, во-вторых, мораль развивается в обществе как социальный институт, и в качестве такового она сливается с позитивным правом.
На наш взгляд, интерес представляет точка зрения М. Оукшота, согласно которой, представление о морально- должном складывается в процессе непосредственного общения и взаимодействия. Стандарты поведения и формы взаимоотношений первоначально поддерживаются традицией и привычкой и лишь позднее рационализируются, и обобщаются. Автор отмечает, что мораль существует в двух формах: в форме эмоциональных привязанностей и обусловленном ими поведении и в форме сознательного стремления к моральным идеалам и исполнению моральных правил. Полагаем, что подход автора к сущности морали, наиболее полно раскрывает механизм «моральных» поступков людей в системе общественных отношений.
Огромный вклад в исследование сущности морали внес А. А. Гусейнов – признанный лидер отечественной этики и морали. А. А Гусейнов разрабатывал вопросы специфики морали, изучал механизмы ее генезиса и воспроизводства, вопросы свободы воли и нравственной ответственности. Своими оригинальными идеями А. А. Гусейнов вызвал немало плодотворных дискуссий, подпитывал и держал в тонусе российское этическое сообщество. Работы по этой теме стали существенным вкладом в изучение нравственных основ совместного человеческого бытия. Мораль, по мнению ученого, является характеристикой поведения человека, рассмотренного в его смысло – жизненной направленности. Мораль в конкретности своих категорических требований, всегда имеет характер запретов.
Мораль понимается преимущественно как совокупность требований, императивность, принятые в обществе представления о хорошем и плохом, правильном и неправильном, добре и зле, а также как совокупность норм поведения, вытекающих из этих представлений. Вместе с тем, о степени моральной зрелости человека, как и в целом о присутствии морали в реальных отношениях, в не меньшей мере, в понимании морали имеют значения неосознаваемые, закрепленные в качестве автоматических реакций доброжелательность, сочувствие, готовность помочь, стремление к справедливости в отношениях.
Как отмечают Н. Г. Куприна, С. Ф. Масленникова, специфика морали обнаруживает определенный моральный кодекс, согласующийся с понятием закона и права. Мораль напрямую зависит от идеологии, связывается с интересами преуспевания неких социальных групп и характеризуется вариативностью, условностью, корпоративностью, конкретно-историческим и социально-групповым характером.
Рассматривая мораль с разных сторон, нужно заметить, что структурирование морали весьма условно. С одной стороны, мораль это понятия, убеждения, намерения, а с другой – поступки. Структура морали включает ряд элементов: моральное сознание, нравственная деятельность, нравственное отношение, моральная психология (рис.2).
Соотношение права и морали
- 2020-06-02
- Данила Тетерин
- Государственное и муниципальное управление
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Данила Тетерин
Десять лет назад закончил СурГУ, факультет юриспруденции. Сейчас преподаю в колледже, а в свободное время подрабатываю на сайте «Диплом777» - решаю контрольные работы, пишу рефераты и помогаю в написании курсовых работ по праву. По специальности работаю пять лет, уже создал 6 научных статей и две монографии. Люблю узнавать что-то новое и делиться полученными знаниями со студентами.