Приём заказов:
Круглосуточно
Москва
ул. Никольская, д. 10.
Ежедневно 8:00–20:00
Звонок бесплатный

Социально-психологические аспекты взаимоотношений дошкольника со сверстниками

Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url:
Логотип сайта компании Диплом777
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание

Межличностные отношения дошкольников возникают не сразу. Процесс их развития включает несколько этапов: знакомство, приятельские, товарищеские и дружеские отношения. Этот процесс может проходить как в прямом, так и обратном направлении, т.е. процесс ослабления межличностных отношений имеет такую же динамику (переход от дружеских к товарищеским, затем к приятельским отношениям и полное их прекращение).
Процесс знакомства – это первый этап, «зарождение» межличностных отношений, который осуществляется согласно социокультурных и профессиональных норм общества, к которому принадлежат будущие партнеры взаимодействия[28].
Приятельские отношения определяют условия, готовность к продолжению межличностных отношений. Сформированная позитивная установка партнеров является благоприятной предпосылкой к их дальнейшему общению.
Следующий этап – товарищеские отношения — дают возможность укрепить межличностный контакт, и заключаются в сближении взглядов, интересов и оказании поддержки друг другу.
Обзор научной литературы показал, что на динамику межличностных отношений влияют условия, в которых они формируются. Так городские условия, в отличие от сельской местности, характеризуются высоким темпом жизни, высоким уровнем общественного контроля. Вследствие этого, наблюдается увеличение количества межличностных контактов, их кратковременность и проявление функционально-ролевого общения. Также межличностные отношения в условиях города предъявляют более высокие психологические требования к партнеру. Для формирования межличностных отношений дошкольников большое значение имеет территориальная близость. Чем ближе друг к другу живут дети, тем чаще и крепче их взаимоотношения[33].
Межличностные отношения строятся на симпатиях, антипатиях, привлекательности и предпочтительности, а именно на критериях выбора.
Рассмотрим такое понятие как межличностная привлекательность.
Как сложное психологическое свойство личности, межличностная привлекательность представляет собой способность вызывать чувство симпатии, располагать к себе людей. Привлекательность зависит от физического и социального облика человека, умения располагать к себе людей, способности к эмпатии и т.д. Исследованием межличностной привлекательности в дружеских парах занимался Н.Н. Обозов. По мнению ученого, данный феномен способствует развитию интерперсональных связей, вызывая у партнера когнитивный, эмоциональный и поведенческий отклик.
Анализ научной литературы показал наличие проблемы неготовности большинства дошкольников к сотрудничеству со сверстниками, что осложняет формирование их межличностных отношений в новой парадигме деятельности. В своем исследовании Н.А. Шкуричева одной из наиболее значимых проблем межличностных отношений дошкольников выделяет прозвища и клички дошкольников, которые дают сами же дети друг другу. Автором представлен социально – педагогический анализ кличек во взаимосвязи со складывающимися межличностными отношениями у дошкольников, а также даны важные сведения о детской субкультуре, которые помогут учителям выстраивать позитивные отношения с обучающимися[27].
В работе Д.И. Фельдштейна подчеркивается, что в современном социокультурном пространстве отношения между детьми изменились, «отмечается примитивизация сознания детства, рост цинизма, грубости, жестокости и агрессивности. А за этими внешними проявлениями кроются внутренние глубинные переживания – неуверенность, одиночество, страх, и в то же время – инфантилизм, эгоизм, духовная опустошенность». Причинами такого состояния, по мнению ученого, являются отстраненность взрослых и несформированность навыков межличностного взаимодействия у детей дошкольного возраста.
В течение всего обучения в начальной школе межличностные отношения дошкольников претерпевают существенные изменения. Складывающиеся в процессе совместной деятельности, они становятся более стойкими, эмоционально крепкими. Такие изменения связаны с развитием у детей коммуникативных навыков и умений, а также возникновением определенных требований к личным качествам сверстников. Значение сверстника в жизни дошкольника приобретает новое значение, оказывая влияние на развитие коммуникативных навыков, способствует становлению личности ребенка[31].
Одной из основных проблем формирования межличностных отношений, по мнению современных педагогов и психологов, является несформированность у детей дошкольного возраста коммуникативных навыков и умений межличностного взаимодействия прежде всего со сверстниками.

Picture of Виктор Андреев
Виктор Андреев
Я являюсь кандидатом психологических наук. Работаю преподавателем 21 год. Окончил НГМУ (факультет социальной работы, клинической психологии и менеджмента). Создал 4 монографии и 2 диссертации. Поскольку загруженность на основной работе небольшая, я подрабатываю на сайте «Диплом777» написанием контрольных, рефератов, сочинений. Во время сессии пишу курсовые проекты.