В период приспособления у человека с помощью социальной адаптации к организации вырабатывается новое отношение к работе. Шмидт Г., Марра Р. социальную адаптацию определяют «как процесс познания нитей власти, процесс постижения доктрин, процесс обучения, понимание того, что является важным в этой организации или ее подразделениях» [12, c. 20].
Адаптация – это процесс ознакомления работника с новой компанией и изменения его поведения исходя из требований и правил корпоративной культуры новой организации.
В ее рамках осуществляется детальное ознакомление с коллегами и новыми обязанностями; усвоение стереотипов поведения; ассимиляция – приспособление к рабочей среде и, наконец, идентификация – отожествление личных целей и интересов с общими.
Организации применяют целый ряд методов, как неофициальных, так и официальных, для того, чтобы в свое общество ввести человека. Процедуры, правила и наставления со стороны старших по должности собой представляют формальные и дополнительные методы адаптации работников в коллективе.
В процессе неофициального общения, новые работники узнают неписанные правила внутри организации. Нормы, ценности и отношение к работе, которые приняты в неформальных группах, могут или в поддержку работать, или против официальных установок и целей организации [13, c. 34].
Ценности и нормы, которые приняты в неформальных группах, должны соответствовать официальным установкам и целям организации, что является важным направлением в управлении персоналом.
Если руководитель активных усилий не прилагает для организации адаптации новых подчиненных, последние могут прийти к неправильным заключениям в своей работе. Администрация должна создавать такие условия, при которых труд работника стал бы более производительным.
Часто адаптацию определяют, как процесс познания нитей власти, идеологии, которая в организации принята, как процесс обучения, понимание ориентиров организации или ее подразделений.
При найме на работу на практике применяют целый ряд способов для социализации работника:
— подается исчерпывающая информация о работе, с тем, чтобы работника ожидания стали более реалистичными;
— специальное собеседование проводится с разъяснением, в данной организации какая работа считается эффектной;
— проводится собеседование о ценностях, которые приняты в данной организации;
— проводится инструктаж о технике безопасности, по эффективным приемам труда и организации рабочего места.
Многие компании вырабатывают общекорпоративные программы воспитания и набора рабочей силы.
Адаптацию также можно рассмотреть, как процесс изменения знакомства сотрудника с деятельностью организации и изменение своего поведения исходя из требований среды.
Процедуры адаптации персонала направлены чтобы облегчить вхождение новых сотрудников в жизнедеятельность организации. То есть данная процедура должна способствовать снятию большого количества проблем, которые возникают в начале работы.
Помимо этого, методы включения новых сотрудников в жизнедеятельность организации могут значительно активизировать творческий потенциал уже работающих сотрудников и их усилить включенность в корпоративную культуру организации.
Для любого руководителя информация о том, как в его подразделении организован процесс адаптации новых работников, многое может сказать о степени развития коллектива, его уровне сплоченности и внутренней интеграции.
Процесс адаптации можно разделить на 4 этапа:
— определить уровень подготовленности новичка, который необходим для разработки наиболее эффективной программы адаптации;
— ориентация – практическое знакомство нового работника со своими требованиями и обязанностями, которые предъявляются к нему со стороны организации, чаще всего программа ориентации в себя включает небольшие лекции, практикумы и экскурсии;
— действенная адаптация, которая подразумевает приспособление новичка к своему статусу и в значительной степени обуславливается включением его в межличностные отношения с коллегами, необходимо оказывать максимальную поддержку новому сотруднику, вместе с ним регулярно проводить оценку эффективности деятельности и особенностей его взаимодействия с сотрудниками;
— функционирование – это завершающий процесс адаптации, характеризуется он постепенным преодолением межличностных и производственных проблем и переходом к постоянной работе [14, c. 66].
Для того, чтобы облегчить процесс адаптации к новой должности нужно работников включать в новую для них систему управления предприятием, познакомить детально их с технологиями и правилами коммуникаций и принятия решений, в новом качестве ввести в трудовой коллектив.
Социально-психологические аспекты управленческой деятельности
- Виктор Андреев
- Психология
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Виктор Андреев
Я являюсь кандидатом психологических наук. Работаю преподавателем 21 год. Окончил НГМУ (факультет социальной работы, клинической психологии и менеджмента). Создал 4 монографии и 2 диссертации. Поскольку загруженность на основной работе небольшая, я подрабатываю на сайте «Диплом777» написанием контрольных, рефератов, сочинений. Во время сессии пишу курсовые проекты.