В 1835 году Николай I подписал указ «О расписании должностей гражданской службы по классам от XIV до V включительно». В гражданскую службу поэтапно внесены изменения и дополнения, особенно после отмены крепостного права в 1861 г. и проведения реформ Александра II (1855-1881гг.). Гражданская служба вступила в свою линию развития и итоговое закрепление в обобщающем законодательстве 1896 г. Тогда же был установлен Свод Уставов о службе гражданской, включающий: Устав о службе по определению от Правительства; Уставы о пенсиях и единовременных пособиях; Положение об особых преимуществах гражданской службы в отдаленных местностях, а также в губерниях Западных и Царства Польского; Уставы эмеритальных касс гражданского ведомства. В этих документах еще больший уклон был сделан в сторону так называемого гражданского общества, когда чиновник должен был оказывать услуги подданным.
ХХ в.- советский период
23.11.1917 года после Октябрьской революции введены декреты «Об уничтожении сословий и гражданских чинов», и 16.12.1917 г. «Об уравнении всех военнослужащих в правах», в итоге чего утратило силу дореволюционное законодательство о государственной службе, одновременно на замену не было издано полноценной правовой базы государственной службы.
Действующая в советский период практика подбора и расстановки кадров была создана на «номенклатуре», которая представляла собой список должностей в аппарате партийных, государственных и общественных организаций, при приеме на которые была востребована санкция соответственного партийного органа. Госслужащих в Российской социалистической республике и СССР относили к административно-управленческому персоналу. Стремления выделить из всего общества служащих управленцев сопутствовали своеобразной трактовке понятия «орган государственного управления».
Взгляды на государственную службу в советский период стали многообразными.
Создатель советского государства В.И. Ленин в своих работах «Удержат ли большевики государственную власть?» и «Очередные задачи Советской власти» высказывал следующие мысли: «Овладеть государственным аппаратом и привести его в движение пролетариат не может. Но он может разбить все, что есть угнетательского, рутинного, неисправимо буржуазного в старом государственном аппарате, поставив на его место свой, новый аппарат. Этот аппарат и есть Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов» и «Целью нашей является бесплатное выполнение государственных обязанностей каждым трудящимся». Естественно, дореволюционный институт государственной службы был ликвидирован, а равноценной альтернативы ему сформировано не было. Государственно-служебные вопросы были урегулированы лишь в отношении отдельных категорий лиц. Например, Декрет СНК РСФСР от 03.04.1919 года «О советской рабоче-крестьянской милиции».
Намного позже реальное мнение о государственной службе нашло свое отражение в Большой Советской Энциклопедии: «Государственная служба — вид трудовой деятельности, который заключается на практике в реализации функций государства сотрудниками государственного аппарата, которые занимаются по выборам, по назначению или по конкурсу должности в государственных учреждениях и получают от государства вознаграждение за свой труд. По сравнению с административно-правовым институтом государственная служба — ряд правовых норм, которая определяет правовое положение служащих, условия и порядок прохождения службы, ответственность государственных служащих и формы их поощрения.
В советском союзе, где в итоге Великой Октябрьской социалистической революции свергнут старый государственный аппарат, исключили такие понятия, как привилегированное чиновничество, государственная бюрократия как особая каста, которая встает над народом и властвующая над ним Декретом ВЦИК от 10.11.1917 г., были отменены сословия и гражданские чины. В восемнадцатом году двадцатого столетия для государственных служащих и рабочих утверждены равные отпуска, государственные служащие стали равными со всеми другими трудящимся в отношении социального обеспечения, продолжительности рабочего дня, на них было распространено единое трудовое законодательство.
Данный документ имел отличие от декларированного законодательства. Была сформирована партийно-государственная номенклатура, в которую служащие принимались не на основе профессионализма, а на основе родственных связей, протекционизма. Партийные органы заняли главенствующее положение и приобрели функции государственных органов. Сформировалась характерная бюрократическая система управления, где все дела были централизованы в руках правительственной или партийной власти и которая находилась в зависимости от нее органов.
Неудивительно, что данная система управления не прошла испытания временем, оказалась невостребованной, в итоге чего советское государство пришло в упадок.
В советское время, где главная роль партии была упрощена, прошел распад советского союза, и советский институт государственной службы был парализован. В области общения управленцев появляются препосылки коррупции, взяточничества, прошел отток государственных служащих из государственного аппарата.
Социально правовые основы государственной гражданской (муниципальной ) службы
- 2020-05-23
- Данила Тетерин
- Государственное и муниципальное управление
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Данила Тетерин
Десять лет назад закончил СурГУ, факультет юриспруденции. Сейчас преподаю в колледже, а в свободное время подрабатываю на сайте «Диплом777» - решаю контрольные работы, пишу рефераты и помогаю в написании курсовых работ по праву. По специальности работаю пять лет, уже создал 6 научных статей и две монографии. Люблю узнавать что-то новое и делиться полученными знаниями со студентами.