Значительное место в концепции ЕС отведено модернизации апелляционного органа — важнейшей инстанции механизма по разрешению споров ВТО. Ситуация вокруг апелляционного органа обострилась в 2018 г. в связи с блокированием американской стороной назначения в него новых судей — к концу года их там осталось трое вместо предусмотренных семи. Дальнейшее неназначение судей грозит остановкой в 2019 г. функционирования собственно Органа по разрешению споров ВТО, который считается сердцевиной организации. Позицию ЕС в этом вопросе поддержали в ноябре, Канада, Индия, Норвегия, Новая Зеландия, Швейцария, Австралия, Южная Корея, Исландия, Сингапур, Мексика, Китай.
В своих предложениях по апелляционному органу Брюссель во многом учитывает претензии Вашингтона к его нынешнему функционированию. В частности, предложено строго ограничить апелляцию сроком на 90 дней, что было прописано и ранее, однако часто не соблюдалось.
Концепция ЕС также содержит ряд инициатив по укреплению многосторонней торговой системы, повышению эффективности ВТО.
О своей активной позиции в отношении реформирования ВТО заявляет и Китай, который в последние годы стремится выступать единым фронтом с другими странами, осуждающими протекционизм Вашингтона. На последнем традиционном саммите ЕС-Китай в июле 2018 г. стороны выразили единое мнение о стремлении реформировать ВТО. При этом, однако, в Брюсселе в значительной мере разделяют озабоченности Вашингтона относительно нарушений Пекином прав интеллектуальной собственности в отношении иностранных компаний и недостаточным обеспечением свободы доступа на китайский рынок.
Выражая поддержку реформированию ВТО, китайская сторона пока ограничивается достаточно общими заявлениями, подчеркивая важность незыблемости базовых принципов и правил ВТО. Представляется, что Пекин вряд ли будет готов безоговорочно откликнуться на требования Вашингтона об упразднении существующих привилегий для развивающихся стран — членов ВТО. В противовес этому на первый план Китай скорее будет выдвигать необходимость борьбы против протекционизма, несущего угрозу свободной торговле.
Что касается России, то она всячески поддерживает идею реформирования ВТО, о чем в последнее время заявляли, в частности, президент Владимир Путин и министр экономического развития Максим Орешкин. При этом российская торговая дипломатия имеет весьма неплохие позиции для активного участия в процессе.
В заключение необходимо подчеркнуть, что начинающийся процесс реформирования ВТО не может быть простым и быстрым, ибо слишком многообразен список проблем. Выше обозначена лишь часть из них. Самым трудным, видимо, станет на определенном этапе вопрос преобразования системы принятия решений. Действовавший в ГАТТ/ВТО более 70 лет механизм консенсуса, сегодня в условиях 164 стран-членов стал явным тормозом при выработке решений. Но и отказаться от него тоже будет непросто. И в этом, возможно, кроется один из главных вызовов начинающегося реформирования ВТО.
Социально-экономические проблемы и преимущества присоединения России к ВТО.
- Фаина Сафонова
- Международные отношения
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Фаина Сафонова
Работаю преподавателем и аспирантом, мне 28. Закончила РАНХиГС, факультет международных отношений и политических исследований. Кроме основной работы подрабатываю школьным репетитором и автором в компании «Диплом777». Люблю свою работу за то, что могу делиться знаниями со школьниками и студентами всей страны.