Следовательно, развитая социальная инфраструктура является необходимым условием улучшения уровня и качества жизни населения и положительно влияет на социально-экономическое развитие государства, а полная реализация организационных основ функционирования социальной инфраструктуры положительно повлияет на повышение уровня эффективности ее развития.
1.2. Особенности развития инфраструктуры Западного округа города Москвы
В состав ЗАО Москвы входят 13 районов с самой различной инфраструктурой, от дорогих коттеджных зон до маргинальных – Солнцево и Внуково. Округ до сих пор считается очень престижным местом для проживания. Обилие зеленых насаждений и роза ветров делают его еще и самым чистым в столице по состоянию атмосферы.
В районе метро «Университет» – «Проспект Вернадского» в былые времена жили преподаватели, профессура МГУ, МГИМО и других престижных вузов; пафосный Кутузовский проспект с его монументальными «сталинками» и район Фили привлекали дипломатов иностранных посольств и отечественных толстосумов. После смены государственного строя по границам округа стали активно развиваться дорогие коттеджные поселки, где селились звезды шоу-бизнеса, чиновники крупных госструктур и удачливые предприниматели. В районе Раменки до сих пор проживают члены иностранных посольств разных государств.
В рамках расширения Москвы в 2012 году к ЗАО отошли три территории за пределами МКАД: Сколково, Рублево-Архангельское, Конезавод, где собирались разместить администрацию Президента РФ, а также земли банка ВТБ. В собственности нынешних частных землевладельцев этих эксклавов теперь находятся Шереметевские пруды, усадьба Иславское, заказник «Пойменный лес» и другие исторические объекты и охраняемые природные территории.
Инфраструктура в престижных районах ЗАО развита прекрасно, но все – недешево. Рядовые жители Ленинского, Кутузовского, Мичуринского проспектов, особенно пенсионеры, жалуются на то, что продукты в магазинах и лекарства в аптеках, а также услуги коммерческих структур на порядок дороже, чем в других районах столицы. Впрочем, в центре ценники выше в несколько раз.
В ЗАО расположены крупнейшие лечебные учреждения: хорошо оборудованная современной аппаратурой ГКБ № 31, Республиканский кардиоцентр и кардиологический диспансер, Окружной диагностический центр, более 50-ти поликлиник. Школы и детские сады – в шаговой доступности, классы и группы укомплектованы под завязку. В детсады, как и всюду по Москве, запись за полгода вперед. На территории Западного округа функционирует более 150 учреждений культуры (театры, музеи, Бородинская панорама, оборудованные Интернетом библиотеки, выставочные залы, Дома культуры, дворцы, детские студии и пр.) Много спортивных учреждений, теннисных кортов, фитнес-клубов. В одном Крылатском таких «точек» несколько (наследие «Олимпиады-80»): гольф-клубы, велотрек, конькобежный центр, катки, горнолыжный трамплин, трассы для сноуборда и мотокросса, трассы для роллеров.
По количеству вузов и академий ЗАО может соперничать разве что с центром столицы – тут их предостаточно.
Оценивая в общем состояние инфраструктуры округа, следует отметить ее характерную черту – акцент на жителей с доходами выше среднего. В первую очередь это касается продуктовых и хозяйственных магазинов. В престижных районах Дорогомилово, Раменки, Фили-Давыдково катастрофически не хватает торговых точек с разумными ценами и необходимым ассортиментом товаров. Поэтому для многих жителей округа серьезной проблемой является покупка одежды, обуви, хозтоваров и даже самых необходимых продуктов питания.
Похожая ситуация наблюдается с кафе, барами, боулингами и другими местами развлечений. На территориях, прилегающих к основным магистралям округа, особенно Кутузовскому проспекту и Рублевскому шоссе, практически отсутствуют заведения с невысокими ценами, поэтому обычному человеку не только закупиться, но и отдохнуть в ЗАО весьма затруднительно.
Зато что касается образования и здравоохранения, то в этих сферах конкурировать с Западным округом будет непросто. Среди вузов округа – прославленный МГУ, а также не менее знаменитые МГИМО, МЭСИ, МАТИ, Академия народного хозяйства, Академия МВД и др. По количеству детских садов, школ и детских центров дополнительного образования на душу населения округ является явным фаворитом. Та же самая картина и по спортивным учреждениям различного профиля. Чего стоит один только олимпийский центр в Крылатском, спортивных объектов которого хватит на пол-Москвы.
Транспортная составляющая инфраструктуры округа весьма специфична. Из плюсов – прекрасная обеспеченность станциями целых четырех линий метрополитена, за исключением районов Очаково-Матвеевского и Можайского, а также замкадных Солнцево, Ново-Переделкино, Внуково. Однако через эти районы проходят основные железнодорожные ветки киевского и белорусского направления, частично компенсируя отсутствие метро.
Дорожная сеть находится в идеальном состоянии благодаря тому, что половина транспортных артерий округа является правительственными трассами. По этой же причине на Кутузовском проспекте, Можайском и Рублевском шоссе почти нет светофоров, что существенно облегчает движение. Но это не спасает от пробок, которые стали неотъемлемой частью будней ЗАО. От Проспекта Вернадского до Рублевского шоссе в часы пик и не только наблюдается великое стояние, которое усугубляется регулярными перекрытиями дорог для проезда правительственных кортежей.
Чистота и образцовое содержание дворовых территорий – еще одна отличительная особенность округа. Объяснить это можно как высоким социальным статусом большинства жителей ЗАО, определяющим дополнительный уровень комфорта в жилых зонах, так и повышенным самосознанием обычных граждан. Плюс к этому, благодаря элитному жилью в округе очень много подземных парковок, что практически снимает больную для столицы проблему парковочных мест во дворах.