Приём заказов:
Круглосуточно
Москва
ул. Никольская, д. 10.
Ежедневно 8:00–20:00
Звонок бесплатный

Социальная защита населения в Российской Федерации

Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url:
Логотип сайта компании Диплом777
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание

Содержание

Введение

Глава 1. Социальная защита населения как функция государства

1.1 Сущность социальной защиты населения

1.2 Правовые основы социальной защиты населения в РФ

Глава 2. Анализ форм социальной защиты населения при социальной рыночной экономике

2.1 Сравнительный анализ организационно — правых форм социальной защиты населения в России и мире

2.2 Пути совершенствования инструментов социальной защиты населения в РФ

Заключение

Список используемых источников

Введение

Одной из главных задач государства является деятельность по социальной защите населения. В современной социально — экономической ситуации имеет место нестабильность, резко чувствуется нехватка федерального бюджета, почти не уменьшается число граждан с доходом ниже прожиточного минимума, усиливается разница в уровне доходов населения, увеличивается напряжение на рынке труда, растет задолженность по выплате заработной платы, пенсий и социальных пособий. Остро выражены тенденции неблагополучия, а также социальные девиации. Образовавшаяся обстановка требует принятия адекватных мер в сфере развития системы социальной защиты населения и обеспечения социальной безопасности. Этого можно достигнуть лишь путем реформирования общественной жизни, а также проведением грамотной и эффективной социальной политики государства.

Актуальность работы — социальная рыночная экономика предполагает наличие соответствующих социальных механизмов. Темпысоциально — экономического развития российского государства большей частью зависимы от проводимой социальной политики. В условиях развития российской рыночной экономики, повышается значение вопроса развития социальной сферы как одной из важнейших функций государства.

Целью работыявляется изучение и анализ структуры социальной защиты в социальной рыночной экономике, рассмотрение системы социальной защиты как неотъемлемой части социальной рыночной экономики.

Цель исследования определяет следующие задачи:

· Изучить сущность социальной защиты населения с позиции государственного регулирования при рыночной экономике;

· Изучить правовые основы социальной защиты населения в Российской Федерации;

· Проанализировать организационно-правовые формы социальной защиты населения в Российской Федерации;

· Рассмотреть пути совершенствования инструментов социальной защиты населения в РФ.

Объект исследования — социальная защита в системе рыночных отношений.

Предмет исследования — комплекс социально-экономических отношений между элементами рынка в системе социальной защиты населения.

социальный защита экономика правовой

Глава 1. Социальная защита населения как функция государства

1.1 Сущность социальной защиты населения

Социальная защита представляет собой совокупность правовых норм, которые призваны для решения определенных экономических и социальных проблем. Деятельность социальной защиты направлена на установленную законодательством категорию граждан, которые в силу утраты трудоспособности, отсутствия работы или по каким — либо другим причинам не могут удовлетворить свои жизненно необходимые потребности и потребности членов семьи, которые так же являются нетрудоспособными.

«Социальная защита — это система средств и мер, благодаря которым создаются равные условия для всех членов общества, которые препятствуют неблагоприятному воздействию среды на людей, обеспечивают социально приемлемое качество их жизни» [28].

Социальную защиту рассматривают как обеспечение необходимого уровня доходов для достойного существования для безработных, больных, инвалидов, одиноких матерей, многодетных семей, сирот, стариков. В рамках систем социальной защиты, такому населению при наступлении установленных законодательством неблагоприятных событий предоставляется помощь компенсационного характера в денежной и натуральной форме различных услуг. Также, системы социальной защиты осуществляют меры профилактического характера, которые направлены на предупреждение неблагоприятных событий.

Основными принципами социальной защиты населения являются гуманизм и социальная справедливость, многосубъектность, системность, комплексность, превентивность мер по социальной защите, адаптивность и адресность.

Социальная защита и социальное обеспечение населения на современном этапе это важнейшее и приоритетное направление социальной политики РФ.

Социальная защита включает в себя:

1. Социальное обеспечение, представляющее из себя систему материального обеспечения и обслуживания нетрудоспособных и пожилых граждан, семей с детьми, за счет общественных фондов потребления.

2. Социальные гарантии, представляют собой предоставление социальных благ и услуг людям в отсутствии учета трудового вклада и проверки нуждаемости на базе принципа распределения сообразно потребностям наличествующих общественных ресурсов этих благ.

В Российской Федерации к социальным гарантиям относят:

· общедоступность и бесплатность образования;

· гарантированное бесплатное медицинское обслуживание;

· пособия при рождении ребенка;

· социальные пенсии;

· минимальный размер пенсии, стипендии;

· минимальный размер оплаты труда;

· ритуальное пособие на погребение и др.

3. Социальное страхование является защитой экономически — активного населения от социальных рисков на базе коллективной солидарности при возмещении ущерба. Ключевыми социальными рисками, которые связаны с потерей работы, трудоспособности, дохода, выступают: старость, болезнь, материнство, смерть кормильца, безработица, несчастный случай, профессиональное заболевание, производственная травма.

Есть две формы социального страхования:

· обязательное (при поддержке государством его фондов);

· добровольное (при отсутствии государственной помощи).

Поддержка населения осуществляется путем выплат (пенсий и пособий по болезни, безработице, старости, потере кормильца и др.) и с помощью финансирования услуг организаций здравоохранения, профессионального обучения и пр., связанных с возобновлением трудоспособности.

4. Социальная помощь предоставляется социально уязвимым группам населения, которые не могут по каким — либо причинам обеспечить личный доход. Помощь осуществляется путем денежных и натуральных выплат. Финансируется за счет общих налоговых поступлений и включает меры в виде содействия и услуг. Помощь предоставляется людям, у которых доходы ниже минимальных жизненных стандартов, и является основополагающей частью политики борьбы с бедностью и обеспечением минимального гарантированного дохода, как реализация права на жизнь.

Деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию медицинских, социально — бытовых, правовых, педагогических услуг и материальной помощи, проведению социальной реабилитации и адаптации граждан, которые находятся в трудной жизненной ситуации, сложилась в отдельную отрасль социальной сферы, которая называется социальное обслуживание.

Переход к рынку невозможен, если не создать надежную систему социальной защиты населения, которая будет способна обеспечивать максимально возможную нейтрализацию отрицательных явлений в экономике. Другими словами, должен быть создан механизм защиты населения от факторов социального риска, таких как инфляция и безработица.

Система социальной защиты населения существует и действует в комплексности и единстве с системой социальных гарантий.

Социальные гарантии государства являются базой для реализации системы социальной защиты населения.

В общем виде социальные гарантии государства представляют собой защиту прав человека на свободный труд, создание системы жизнеобеспечения, обеспечение личной безопасности граждан в обществе, соответствующей жизненным стандартам, сформированным к настоящему времени.

Необходимо обратить внимание на то, что система гарантий защиты от вероятных отрицательных последствий рынка труда должна быть подкреплена созданием финансовых, правовых, организационных условий их обеспечения. Данная система должна объединять такие гарантии как:

· доступность профессиональной подготовки, переподготовки, и квалификационного роста;

· полная занятость, право на получение рабочего места;

· защита основных прав работника в сфере труда;

· поддержка определенного уровня материальной обеспеченности на период переподготовки или временной незанятости и т.д.

Во время перехода к рыночной экономике особенно четко выражается проблема социальной защиты населения от роста цен, инфляции и безработицы. Для предотвращения снижения личного потребления и жизненного уровня населения из — за роста цен на товары и услуги должна изменяться индексация доходов. Различные виды доходов и выплат должны увеличиваться в зависимости от роста розничных цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги.

Предстоит перенаправить социальную политику на активизацию факторов, которые стимулируют высокоэффективный и производительный труд, увеличение на этой базе личной ответственности граждан за свое материальное благополучие.

Социальная рыночная экономика ориентирована на человека и удовлетворение его потребностей, на необходимость приспособления экономической политики государства к человеку, а не человека — к экономической политике.

Это направление ведет к свободному, экономически эффективному, стабильному порядку в обществе. Правовое социальное государство должно гарантировать, в условиях социальной рыночной экономики, хозяйственную свободу и социальную справедливость. Потому, понятие социальной рыночной экономики должно отражать комплекс целей — свобода и справедливость.

К огорчению, система социальной защиты и социальных гарантий, действующая в настоящее время, не соответствует основным принципам рыночной экономики, не обладает достаточной гибкостью и требует глубоких преобразований.

Вывод: Сущностью социальной защиты выступает предоставление юридических и социальных гарантий на достойный уровень жизни населения.

В условиях рыночной экономики особенно яркими являются различия в уровнях жизни различных социальных групп. Одной из задач социальной защиты является смягчение таких различий, что решается путем предоставления социального обеспечения: государственная помощь семьям, которые имеют детей, предоставление пособий одиноким материям или отцам, установление надбавок к пенсиям на содержание нетрудоспособных иждивенцев и т. п.

Системе социальных гарантий необходимо быть гибкой, и она должна рассчитывать на предостережение вероятных причин социального риска, а не направляться в сторону устранения уже возникших очагов социальной напряженности. Ресурсные и финансовые основы системы социальных гарантий должны формироваться из действительных потребностей общества, а не сообразно остаточному принципу. Потому система социальных гарантий должна быть построена таким образом, чтобы автоматически поддерживать необходимый уровень социальной защиты. Основой для этого будет выступать создание объективной, научно-обоснованной базы социальных гарантий в виде системы государственных социальных стандартов:

· рациональные нормы питания и семейный бюджет минимальные;

· прожиточный минимум и индексация личных доходов;

· размеры зарплаты и социальных выплат (стипендии, пенсии, пособия) и т.п.

1.2 Правовые основы социальной защиты населения в РФ

Социальная защита населения и устройство ее реализации базируются на конституционно — правовых законодательных основах и международных пактах о правах и свободах человека. Правовые основы социальной защиты представляют собой взаимосвязанную систему нормативно — правовых актов и правовых общепризнанных норм, которые регулируют вопросы организации и деятельности учреждений в сфере социальной защиты и органов управления, их назначение.

Общество не имеет возможности обойтись без установления прав, свобод и обязанностей своих граждан. Но данные права, свободы и обязанности не могут устанавливаться произвольно, ведь они обусловлены достигнутым уровнем культурных, духовных, а также материальных возможностей.

Всеобщая декларация прав человека, международные пакты о гражданских и политических, социальных и культурных, экономических правах провозглашают и признают права всех людей на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, свободу убеждений, достоинство, право на труд, отдых, социальное обеспечение, образование, защиту материальных и моральных интересов.

К нормативным источникам социальной защиты относятся нормативные акты и договоры, которые содержат в себе нормы, определяющие порядок, условия и гарантии для осуществления социальной защиты населения. В данную систему включены международные договоры России, Конвенции и Рекомендации международных организаций, законы и подзаконные нормативные акты, трудовые договоры (контракты), коллективные договоры и соглашения. Основные права, свободы и обязанности граждан находят юридическое закрепление и гарантируются государством в Конституции Российской Федерации, конституциях республик и уставах других субъектов.

Конституция Российской Федерации провозглашает, что Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека[1].

В РФ охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, отцовства и детства, материнства, пожилых граждан и инвалидов, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пособия, пенсии и другие гарантии социальной защиты населения.

В статье 38 Конституции Российской Федерации пишется:

1. Каждому гражданину гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом [1].

2. Устанавливаются пенсии и пособия [1].

В ст. 39 Конституции говорится, что каждому человеку гарантируется социальное обеспечение в случаях нетрудоспособности, для воспитания детей и в иных ситуациях, установленных законом [1].

Любой гражданин имеет полное право на социальную защиту. Конституция возлагает обязанность на государство создание всех необходимых условий для осуществления данного права.

Конституция, также, точно определяет пути осуществления прав граждан на социальную защиту. Прежде всего, это:

· принятие федеральных законов, гарантирующих реализацию этих прав;

· обязательное пенсионное страхование работающих;

· создания других фондов, являющихся источниками финансирования социальной защиты населения.

2 августа 1995года был принят Федеральный закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов». По степени концентрации законодательного материала данный закон можно рассматривать как нормативный акт кодификационного значения [12].

Он имеет черту актуального нормативного регулирования, особые емкие внутренние структуры (включает 7 глав и 40 статей), и это обеспечивает согласованное нормативное регулирование отношений в сфере социального обслуживания для указанной категории граждан.

Данный закон является основным для института социального обслуживания, он регулирует круг вопросов, которые касаются социального обслуживания двух наиболее слабо социальных групп.

Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» от 10 декабря 1995г. закрепляет в себе основы правового регулирования в сфере социального обслуживания людей, которые находятся в трудной жизненной ситуации.

Кодификационным законом, регулирующим общественные отношения, выступают Основы законодательства Российской Федерации «Об охране здоровья граждан» от 22 июля 1993г. Основы закрепляют понятия охраны здоровья граждан и ее основные принципы, права граждан в области охраны здоровья. Отдельно предусматривает право на охрану здоровья: семьи, беременных женщин и матерей, военнослужащих, несовершеннолетних, инвалидов, граждан пожилого возраста.

Также кодификационным стал федеральный закон от 19 мая 1995г. «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей». Этот закон закрепил систему пособий, адресованных гражданам, которые имеют детей. К ним относят:

· пособие в связи с рождением ребенка, полагающееся каждой семье;

· пособие по беременности и родам женщине, единовременное пособие женщинам, вставшими на учет в ранние сроки беременности;

· ежемесячное пособие на каждого ребенка с момента его рождения и до достижения 16 (учащимся 18) лет;

· пособие за время отпуска по уходу за ребенком до достижения 1,5 года.

Позднее были изданы дополнения к данному закону, касающиеся изменения размера выплат.

Следующим кодификационным законом стал Федеральный закон от 16 июля 1999г. «Об основах обязательного социального страхования», закрепивший базовые принципы осуществления обязательного социального страхования, страховые случаи, виды социальных рисков, виды страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию, права и обязанности субъектов обязательного социального страхования.

Социальными пособиями граждане обеспечиваются в соответствии с указанным выше Законом РФ «О государственных пособиях гражданам, имеющих детей», Законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации» в редакции от 20 апреля 1996г., Федеральным законом от 21 декабря 1996г. «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Федеральными законами от 17 сентября 1998г. «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» и от 12 января 1996г. «О погребении и похоронном деле».

Ряд законов регулирует пенсионное обеспечение разных категорий граждан, например, Федеральный закон от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и Федеральный закон от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации.

Большое практическое значение в реализации социальной защиты различных категорий населения имеет принятый целый ряд социальных программ, большим преимуществом которых является специальное выделение «программных ресурсов» и их концентрация на достижении подцелей, задач и целей программ.

Вывод: Социальная сфера, как совокупность социальных взаимоотношений, чувствует на себе регулирующее воздействие почти всех отраслей права. Нормы права закрепляют равный доступ всех граждан к материальным и духовным благам, устанавливают принципиально единые условия обеспечения пенсиями и пособиями и иными видами социального обеспечения, вне зависимости от классовой принадлежности гражданина.

Глава 2. Анализ форм социальной защиты населения при социальной рыночной экономике

2.1 Сравнительный анализ организационно — правых форм социальной защиты населения в России и мире

Таблица 1 — Организационно — правовые формы социальной защиты населения в разных странах

Организационно-правовые формы социальной защиты населения

РФ

США

Республика Беларусь

Германия

Пенсионное обеспечение

55-60лет;

7лет минимальный трудовой стаж;

По старости;

По инвалидности; Потеря кормильца; За выслугу лет;

Социальная.

65-67 лет;

13лет минимальный трудовой стаж;

По старости;

По инвалидности; Потеря кормильца; Социальная.

Преобладание частного пенсионного страхования над государственным.

55-60 лет;

15лет и 6 месяцев минимальный трудовой стаж;

По старости;

По инвалидности; Потеря кормильца; За выслугу лет;

Социальная.

65-67 лет;

5 лет минимальный трудовой стаж;

По старости;

По инвалидности; Потеря кормильца; Социальная.

Обеспечение социальными выплатами, субсидиями, компенсациями и льготами нуждающихся в государственной социальной помощи категорий населения

Временная или полная не трудоспособность; Необходимость получения медицинской помощи (трудовое увечье или профессиональное заболевание);

Инвалидность;

Потеря кормильца; Материнство;

Признание безработным;

Наступление старости.

Пособие по социальному обеспечению;

Медикейд;

Продовольственные купоны (фуд-стемп);

Школьное питание;

Распределение избытков продовольствия; Муниципальное жилье малоимущим.

Наступление старости;

Временная или полная не трудоспособность; Необходимость получения медицинской помощи (трудовое увечье или профессиональное заболевание);

Потеря кормильца; Материнство;

Признание безработным;

Инвалидность;

Компенсационные выплаты пострадавшим во время войны и членам их семей и социальная компенсация лицам, здоровью которых был нанесен ущерб; Пособие по бедности;

Пособие на рождение ребенка; Пособие на воспитание ребенка.

Государственное социальное страхование

Пенсионное страхование;

Медицинское страхование;

Страхование от несчастных случаев на работе и от профессиональных заболеваний;

Страхование в связи с материнством;

Страхование на случай потери работы;

Страхование на случай смерти застрахованного лица или несовершеннолетнего члена его семьи.

Пенсионное страхование;

Страхование по потере кормильца;

Страхование по безработице;

Страхование по не трудоспособности;

Медицинское страхование.

Пенсионное страхование;

Медицинское страхование;

Страхование на случай потери работы;

Страхование на случай смерти застрахованного лица или несовершеннолетнего члена его семьи;

Страхование в связи с материнством.

Пенсионное страхование;

Медицинское страхование;

Страхование на случай возникновения необходимости в уходе;

Страхование на случай потери работы;

Страхование от последствий несчастного случая на производстве.

Социальное обслуживание

Материальная помощь;

Социальное обслуживание на дому;

Социальное обслуживание в стационарных учреждениях;

Предоставление временного приюта;

Организация дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания;

Социально-консультативная помощь;

Социально-реабилитационные услуги.

Программа вспомоществования (помощь бедным);

Программа обеспечения гарантированного дохода;

Программа помощи нуждающимся семьям с детьми;

Продовольственная программа;

Программа жилищных субсидий;

Программа медицинской помощи (Медикейд).

Предоставление консультативно-информационных услуг;

Материальной помощи в денежной и натуральной форме;

Предоставление временного приюта;

Обеспечение дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания;

Осуществление социального обслуживания в стационарных учреждениях

социальное обслуживание и на дому;

Социально-реабилитационных услуг;

Материальная помощь;

Медицинская помощь, направление на лечение или отдых Безвозмездное снабжение лекарствами; Помощь в планировании семьи; Помощь беременным женщинам;

Уход до и после рождения ребенка; Помощь инвалидам и облегчение их адаптации в обществе; Помощь в преодолении социальных трудностей бездомным, бывшим заключенным, туберкулезным и психически больным людям

Существуют множество различий в организационно — правовых формах между анализируемыми государствами, но это обусловливается разницей в экономических потенциалах стран, степенью развития систем социального обеспечения, культурными, демографическими и социально — политическими особенностями.

Есть популярное мнение о том, что за рубежом граждане чувствуют себя более социально защищенными, сфера социального обеспечения шире, нежели в Российской Федерации, но подробно рассмотрев, и, проанализировав этот вопрос можно уверено заявить, что данное мнение ошибочно и необоснованно. В России первоочередное значение имеет стабильное, достойное существование граждан, социальная поддержка. Но, все же, система социальной защиты населения в РФ требует усовершенствований.

Вывод: Социальная защита осуществляется в различных организационно — правовых формах. Использование и внедрение каких — либо организационно — правовых форм социальной защиты может иметь различные социальные и экономические последствия, которые нужно учесть при осуществлении управления данной отраслью.

Современное положение в экономике указывает на необходимость увеличения эффективности социальной защиты, сосредоточения сил на решении наиболее острых социальных проблем, выработки новейших механизмов воплощения социальной защиты, обеспечивающих наиболее разумное использование финансовых и материальных ресурсов.

2.2 Пути совершенствования инструментов социальной защиты населения в РФ

Социальное положение в современной РФ можно охарактеризовать как сложное. Минимальная заработная плата много ниже прожиточного минимума. Для большей части населения, размер выплачиваемых пенсий низок. Обострились проблемы совершенствования социально — экономической стратегии понижения уровня безработицы, увеличения занятости людей, получения достойной заработной платы, улучшения качества медицинского обслуживания, обеспечения и поддержки пенсионеров, семьи, материнства, детей, инвалидов на всех уровнях работы государственной власти. Переход к рыночной экономике испытывает необходимость в построении в стране соответствующей системы социальной защиты населения, с учётом меняющихся внешних и внутренних условий.

К основным недостаткам существующей системы социальной защиты населения, тормозящим ее развитие, относят:

· недоработки в правовой области: законодательство, регулирующее социальную область, отличается сложностью и непрозрачностью, сформированное не в зависимости от социальных рисков и оснований выплат, а в большей степени по типам пособий;

· несправедливость и низкая мотивация добровольного участия в самостраховании: отсутствие преференций работникам реального сектора экономики, исполняющим налоговые обязательства, перед непроизводящими отчисления, при получении социальных пособий;

· неполная прозрачность учета: отслеживание процессов распределения и получения пособий затруднено из — за отсутствия индивидуальной идентификации или базы данных социальных ведомств, их электронные базы не объединены.

Сохранение существующей системы без изменений может привести к ухудшению показателей деятельности и снижению возможностей в решении задач социальной защиты населения.

Особой целью, в области совершенствования данной системы, выступает установление упорядоченных и устойчивых связей между всеми уровнями и учреждениями социальной инфраструктуры, которые обеспечивают ее функционирование.

Многие слои населения все еще экономически и социально уязвимы, находясь в экономической маргинализации.

Факторами, которые усугубляют ситуацию, часто оказываются пространственная локализация производственной деятельности, гендерная или этническая принадлежность, инвалидность.

Негативные социальные стороны в сфере социальной защиты невозможно устранить за малые сроки. Для того, чтобы усовершенствовать инструменты социальной защиты населения необходимы время, ресурсы (правовые, организационные, материально-технические и пр.), квалифицированные специалисты (социальные работники, медики, юристы, ортопеды, архитекторы, инженеры, протезисты, психологи, педагоги и иные), активная поддержка общественных организаций и всего населения.

При действующем состоянии федерального и территориального бюджетов в РФ невозможно поставить задачу полного преодоления бедности, которая фактически подразумевается в законах «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» и «О государственной социальной помощи». Об этом свидетельствуют расчеты показателя глубины бедности, базирующиеся на данных бюджетных обследований домохозяйств. Под глубиной бедности, в данном случае, понимают совокупный объем адресных социальных выплат, который потребовался бы ежемесячно для доведения уровня потребления во всех бедных домохозяйствах до уровня официального прожиточного минимума.

Эффективная социальная защита предполагает проведение политики, которая способна улавливать рост социального недовольства и социальной напряженности, а также предупреждать возможные конфликты и радикальные формы протеста.

К числу основных задач, которые решаются в области социальной защиты относятся:

· реформа жилищного сектора;

· упорядочение существующей системы компенсаций и льгот, увеличением обоснованности их предоставления;

· точное разграничение ответственности и полномочий в решении социальных вопросов;

· пересмотр всех принципов функционирования страховых институтов и пенсионной системы;

· увеличение эффективности расходования бюджетных средств в социальной области на базе совершенствования соответствующих секторов на пути развития управляемой конкуренции между организациями, которые предоставляют социальные услуги гражданам, и расширения прав потребителей услуг в принятии финансовых решений.

Пути совершенствования в области социальной защиты населения будут базироваться на нескольких общих принципах и проводиться по следующим направлениям:

· перевод социальных пособий в адресную форму, для направления их преимущественно семьям с доходами ниже уровня бедности;

· сокращение бюджетных субсидий производителям товаров и услуг, постепенная замена субсидий на адресные выплаты нуждающимся категориям населения;

· предоставление любых видов социальной помощи с учетом совокупного материального положения семьи, а не только отдельных ее членов;

· перевод системы социальной защиты семей, не относящихся к категориям бедных, на страховую основу с сохранением принципов солидарности и обязательности.

Осуществление вышеуказанных принципов поможет получить одновременное усиление социальной поддержки малоимущих, увеличения эффективности социальной защиты населения и качества социальных услуг, предоставляемых семьям, которые не относятся к категории бедных, а также приведения социальных расходов в соответствие с настоящими финансовыми возможностями государства.

При развитии системы социальной защиты следует обратить большее внимание и на кадровое обеспечение. Эффективную социальную защиту на всех уровнях управления невозможно обеспечить без достаточного количества высококвалифицированных специалистов в различных областях социальной защиты, специалистов по социальной реабилитации населения, по демографии, социологии, психологии, юриспруденции, экономике, планированию и социальному обслуживанию, социальных педагогов и т.д. Чрезвычайно важной задачей становится координация подготовки, переподготовки и повышения квалификации соответствующих специалистов по социальной работе.

К основным направлениям совершенствования исследуемой системы относится и информационное обеспечение. Речь идет о повышении эффективности методик и методологии получения социальной статистики, комплексном подходе к отображению и анализу социальной сферы. Должна быть поставлена и реализована задача получения не средних показателей, которые характеризуют отдельные стороны жизнедеятельности людей, изолированные факты и явления, а отражение целостной картины социальных явлений и процессов в их взаимосвязи и взаимозависимости.

Необходимо разработать и внедрить единую комплексную систему мониторинга социально — экономического положения населения и развития социальных процессов, включающих: мониторинг эффективности принимаемых управленческих решений, в том числе в области уровня жизни и социальной защиты населения, важнейшие социальные индикаторы в области условий жизни и трудовой деятельности, занятости, доходов и расходов населения, потребления и потребительского рынка, социальной защиты и социального развития населения, жилья, миграции, экологии, образования, культуры, медицинского обслуживания и т.д.

Все меры по социальной защите должны быть сбалансированы по интересам различных социальных групп населения и политических сил, ресурсам и финансовым средствам, увязаны по срокам, ориентированы на одну цель — повышение благосостояния населения государства.

Сохранение существующей системы социальных выплат и льгот без изменений означает поддержание системы социальной защиты, при функционировании которой, при нехватке средств для финансирования наиболее значимых социальных пособий и оказания социальной помощи социально уязвимым категориям населения, только четверть средств направляется малообеспеченным слоям населения, а остальные средства идут на социальную поддержку обеспеченных семей, увеличивая социальную дифференциацию. Такая ситуация представляется не только неэффективной, но и противоречащей Конституции РФ, которая провозглашает Россию социальным государством.

Реализация вышеперечисленных мер по совершенствованию инструментов социальной защиты населения позволит:

· реализовать системный подход к решению вопросов бедности в рамках социальной защиты населения;

· повысить эффективность социального обеспечения, перенеся основную финансовую нагрузку на страховую составляющую;

· избежать социального отторжения бедных, при условии увеличения прожиточного минимума как счет его социальной составляющей;

· предотвратить дальнейшее усиления социальной напряженности в обществе вследствие поляризации населения по уровню доходов.

Вывод: Происходящие совершенствования, которые нацелены на упорядочение всех сфер жизни, выявляют необходимость изменений в области социальной защиты населения, а также создания высокоэффективной и ориентированной на ожидания общества системы многопрофильной целевой социальной защиты, которая должна обеспечивать комплексное разностороннее содействие гражданину в решении различных, вызывающих необходимость, проблем на протяжении всей его жизни. В связи с этим, социальную защиту населения следует рассматривать как защиту от социальных рисков потери или ограничения экономической самостоятельности и социального благополучия граждаина.

Заключение

Социальная защита представляет собой комплексную систему социально — экономических отношений, которая предназначена для того, чтобы предоставлять многоплановую помощь нетрудоспособным или ограниченно трудоспособным лицам, семьям, доходы трудоспособных членов которых не обеспечивают требуемого уровня жизни семьи.

Основополагающей задачей государства в сфере социальной защиты является принятие на себя значительной долю ответственности за появление определенных жизненных обстоятельств гражданина, ухудшающих его существование и осуществление компенсации, при этом обеспечивая достойный уровень жизни.

В современных условиях принят ряд законов, заявляющих предоставление нуждающимся категориям населения равных с иными гражданами прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ. Но, из — за трудного финансового положения на федеральном и региональном уровнях их осуществление нередко ограничено.

Эффективная социальная защита подразумевает проведение политики, верно реагирующей на социальное самочувствие граждан, способной видеть рост социального недовольства и социальной напряженности, предостерегать вероятные конфликты и радикальные формы протеста.

Одной из основных задач государства на современном этапе является социальная защита населения от действия отрицательных последствий рыночных отношений в экономике. Это подразумевает:

· создание возможностей для усовершенствования жилищных условий;

· рост материальной базы укрепления здоровья населения, подъема его образованности и культуры;

· поддержание баланса между доходами населения и товарными ресурсами;

· формирование сферы услуг для населения и удовлетворение его спроса на качество товаров и услуг.

Также, важное место в политике страны принадлежит обеспечению социальной справедливости в обществе.

В сформировавшихся экономических условиях в настоящее время принимаются меры, нацеленные на ослабление негативных последствий стремительного падения уровня жизни и на частичную компенсацию утрат более нуждающимся группам населения. Ведутся работы по повышению эффективности социальной поддержки семей с детьми, инвалидов, ветеранов, граждан, потерявших работу и прочих категорий населения.

Однако, многие льготы, социальные выплаты, компенсации и пособия вводятся часто в отсутствии учета материального положения семей и реальных возможностей людей обеспечить личное благополучие. В итоге, ограничивается возможность оказания помощи действительно в ней нуждающимся.

Список использованных источников

1. Конституция Российской Федерации [Текст]: принята всенародным голосованием 12.12.1993// Собрание законодательства РФ — 2014.

2. «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования» [Текст]: Федеральный Закон от 01.04.1996 № 27-ФЗ.

3. «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» [Текст]: Федеральный Закон от 10.12.1995 № 195-ФЗ.

4. «Об основах обязательного социального страхования» [Текст]: Федеральный Закон от 16.07.1999 № 165-ФЗ.

5. «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» [Текст]: Федеральный Закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ.

6. «Об основах государственного социального страхования» [Текст]: Закон Респ. Беларусь от 31.01.1995 № 3563-XII

7. «О государственной социальной помощи» [Текст]: Федеральный закон РФ от 22.08.2004 № 122-ФЗ.

8. «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» [Текст]: Федеральный Закон от 19.05.1995 № 81.

9. «О занятости населения в Российской Федерации» [Текст]: Федеральный Закон от 19.04.1991 № 1032-1.

10. «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» [Текст]: Федеральный Закон от 24.10.1997 № 134.

11. «О трудовых пенсиях» Федеральный Закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ.

12. «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» [Текст]: Федеральный Закон от 02.08.95 № 122-ФЗ.

13. «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» [Текст]: утв. ВС РФ от 22.07.1993 № 5487-1.

14. Аверин А.Н. Государственная система социальной защиты населения: учебное пособие [Текст]/ А.Н. Аверин. — М.: РАГС, 2010. — 124 с.

15. Васильчиков В.М. Правовое обеспечение социальной работы: учебное пособие [Текст]/ В.М. Васильчиков. — М. : Академия, 2009. — 336 с.

16. Государственное управление экономическими и социальными процессами: Учебное пособие [Текст]/ Райзберг Б.А. — М.: ИНФРА-М 2013. — 384 с.

17. Государственное регулирование рыночной экономики: Учебное пособие для управленч. и экон. спец. Вузов [Текст] / И.И.Столяров. — М.: Дело, 2001. — 279с.

18. Государственное регулирование экономики: Учебное пособие [Текст] /Капканщиков С.Г. -М.: КноРус 2014. — 164 с.

19. Холостова, Е.И. Зарубежный опыт социальной работы: Учебное пособие [Текст]/ Е.И. Холостова, А.Н. Дашкина, И.В. Малофеев.— М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2012.— 368 с.

20. Пенсионная система США и России: Сравнительная характеристика

21. Сайт «Лекции.Орг»

22. Сайт «Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь»

23. Сайт «Пенсионный Фонд Российской Федерации»

24. Сайт «Партнер»

25. Сайт «Первый национальный пенсионный фонд»

26. Сайт «Учебники онлайн»

27. Сайт «Фрибукс»

28. Сайт «Экономика труда»

29. Сайт «BAMF»

30. Сайт «Dezona.ru Говорит Германия»

31. Сайт «OASDI Beneficiaries — 2014 OASDI Trustees Report»

32. Сайт «Syberleninka»

Picture of Дмитрий Аксёнов
Дмитрий Аксёнов
Мое имя Дмитрий Аксёнов. Около 30 лет назад закончил РГПУ им. А.И. Герцена. Учился на факультете истории и социальных наук. По специальности работаю 25 лет, читаю лекции в институте. Поскольку нагрузка не слишком большая, я подрабатываю репетитором и пишу научные работы на этом сайте. Люблю свою работу за то, что сам всегда узнаю что-то новое, несмотря на мой возраст, и могу делиться полученными знаниями с молодым поколением.