Основные повествовательные инстанции, являющиеся звеньями коммуникативной цепи, осуществляющей передачу художественной информации от автора к читателю, субъектов, находящихся на противоположных полюсах художественной коммуникации, это и реальные автор и чтитель, и множественные внутритекстовые инстанции. На первом повествовательном уровне наблюдается абстрактная коммуникативная ситуация взаимодействия между абстрактным автором и абстрактным читателем, «Абстрактный автор реален, но не конкретен. Он существует в произведении не эксплицитно, а только имплицитно, виртуально, на основе творческих следов-симптомов, и нуждается в конкретизации со стороны читателя» [21, с. 53]. «Абстрактный читатель – это ипостась представления конкретного автора о своем читателе» [21, с. 41]. Данные абстрактные повествовательные инстанции не фиксируются в тексте, но являются необходимыми, эти инстанции реализуются как предполагаемые образы автора и читателя, поэтому терминологически обозначаются как имплицитные, то есть подразумеваемые.
На следующем уровне находятся зафиксированные в тексте повествовательные инстанции, к числу которых принадлежит нарратор (повествователь или рассказчик), чьей задачей является выражение художественной информации в языковой форме, и наррататор – фиктивный читатель, принадлежащий изображаемому миру, который становится получателем информации. Наррататор может быть явным или подразумеваемым собеседником, к которому обращена речь нарратора. Фиктивный читатель обязательно фиксируется в дискурсе произведения различными способами. Это может быть называние через форму 2 лица, 1 лица мн. числа, обращение, типа любезный читатель, апелляция с призывом принять ту или иную точку зрения, риторический вопрос, лирическое отступление.
Исходя из вариантов фиксации наррататора, можно сделать вывод о том, каким предстает собеседник в сознании нарратора, при этом взгляды двух сторон могут, как совпадать, так и быть противоположными. В тех случаях, когда нарратор ведет повествование от первого лица или от лица персонажа-рассказчика, возникает фиктивная коммуникативная ситуация, в которой участвуют фиктивный автор и фиктивный читатель. При этом последний может фигурировать в тексте как в роли персонажа, слушателя истории, так и в виде зафиксированных обращений.
В качестве вывода следует отметить, что повествовательный текст содержит в себе несколько уровней повествовательных инстанций, иерархия которых выстраивается в зависимости от вида коммуникативной пары автор – читатель. Все уровни такого взаимодействия обеспечивают передачу информации от автора к читателю повествовательного произведения. «Повествовательное произведение – это произведение, в котором не только повествуется (нарратором) история, но также изображается (автором) повествовательный акт. Таким образом, получается характерная для повествовательного искусства двойная структура коммуникативной системы, состоящей из авторской и нарраторской коммуникаций, причем нарраторская коммуникация входит в авторскую как составная часть изображаемого мира» [21, с. 24].
Событие рассказывания литературном сказе.
- Людмила Филатова
- Литература
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Людмила Филатова
Я училась в ЛГУ имени А. С. Пушкина на филологическом факультете. Сейчас преподаю в университете литературу. Кроме этого подрабатываю репетитором и автором курсовых и дипломных работ по поему направлению. За время преподавания я написала 16 научных статей, поэтому с удовольствием делюсь своими знаниями со школьниками и студентами. На сайте «Диплом777» зарегистрирована уже три года, и часто уровень заработка превышает основной уровень дохода, чему я безмерно рада.